имя

’имя — в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт.17:5 ,15; 1Пар.22:9 ; Иер.20:3 ; Деян.13:8 ; Фил.2:9 -10; Евр.1:4 ; Евр.7:2). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, напр., и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, напр.:

Авраам (отец множества),

Бенони (сын скорби),

Вениамин (сын счастья),

Галгал (колесо, круг),

Иаков (держащий за пяту),

Исав (волосатый),

Мессия (Помазанный),

Мицпа (наблюдение),

Моисей (спасенный из воды),

Рама (высота) и т.д.

В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным — охарактеризовал их (Быт.2:20).

Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, ·возм., было дано позже?), напр.:

Гаал (непринятие, бунт),

Гедеон (срубающий),

Гоморра (потопление, погружение),

Давид (возлюбленный),

Дина (суд),

Евтих (удачливый),

Иаков (вытесняющий, выживающий),

Идифун (восхваляющий),

Исаак (он будет смеяться),

Ханаан (подвластный) и т.д.

Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: «Скажи имя Твое» (Быт.32:29 , ·срн. Суд.13:17); также и мы, когда говорим «Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого», имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (·срн. Иоан.3:18).

Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (напр., см. следующие):

| Авимелех,а | Манахаф

| Амелсар | Мени

| Апарсы | Менуха

| Асир,г | Меонним

| Асор,в | Мефег-Гаама

| Афарим | Мизгав

| Баит | Милло

| Беф-Мерхат | Мифоар

| Битрон | Мицпа

| Гагедолим | Мицфа

| Гад,в | Море

| Галменюхот | Овил

| Гаммифкад | Рабсак

| Гараккахим | Рабсарис

| Гарми | Регем-Мелех

| Гацорфий | Самгар-Нево

| Гоим | Севина

| Горенгаатад | Села-Гаммахлекоф

| Даги | Ситтим

| Дума,в | Соферийцы

| Емек | Сур

| Иарев | Тавифа

| Иекев-Зив | Тартан

| Иеминий | Фарурим

| Иесод | Фирия

| Иефер,г | Фихол

| Изреель,д | Харашима

| Иосафата долина | Хен

| Ир-Мелах | Хозай

| Иудия | холм (см. тж Цоан, Шафир; исключение: «венец дома Иоава»).

| Кедумим |

В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт.10:4 Иаван означает Грецию; Киттим — Кипр; Фарсис — далекие страны, Испанию; в Быт.10:6 Мицраим означает Египет; Ханаан — Палестину и т.д. (·срн. Иез.27:13). Также и в Быт.25:2 ,13-14; 1Пар.1:13 -15 (·срн. народы древней Палестины).

Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей — род, семья, поколение (напр., см. Хареф, Хашум). Так, в ·Неем.3 почти каждое имя — это группа (·срн. ·ст. 18), также и в ·Неем.10 — среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар.9:11 сказано: «поселился Азария», хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. тж Шевуил,а). В Суд.8:2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка — Авиезером (Суд.6:11), а всех остальных израильтян — Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом — весь род человеческий.

Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка — напр., в 3Цар.15:6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф,б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. тж Ахимелех,а; Екклесиаст, Иодай,а).

Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лук.1:59 ; Лук.2:21), но в дальнейшем могло меняться (Руф.1:20 ; Иер.20:3 ; Иоан.1:42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария — Озия, Ана — Мааха, Мемфивосфей — Мериббаал, Гедеон — Иероваал и т.д.

Имя можно восстановить (Руф.4:5 ,10), имя можно и изгладить (Пс.9:6 ; Отк.3:5). Словом имя, поэтому, в Отк.11:13 , по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.

Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис.7:14 ; Ис.8:8 ; Ис.9:6 ; Иер.23:6) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мат.1:21). (см. Адонаи, Библия, Ваал,а; Мелех, сын, язык)

Источник: Полный и подробный словарь к русской канонической Библии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Имя — Языковое выражение, служащее для обозначения определенного объекта. Объект, обозначаемый данным И., наз. денотатом. В математике широко используются И. для конкретных математических объектов, напр, е,p. Математическая энциклопедия
  2. имя — ИМЯ, имени, мн. имена, имён, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Собственное и. Его и. Иван. И. и отчество. Звать по имени кого-н. Имена античных богов. Как Ваше и.? Дать... Толковый словарь Ожегова
  3. имя — орф. имя, имени, тв. именем, мн. имена, имён, именам Орфографический словарь Лопатина
  4. имя — 1. Название человека, даваемое ему обычно при рождении; наименование кого-, чего-либо. О благозвучии, степени и характере распространенности имени; о соответствии имени человеку. Словарь эпитетов русского языка
  5. имя — сущ., с., употр. очень часто (нет) чего? имени, чему? имени, (вижу) что? имя, чем? именем, о чём? об имени; мн. что? имена, (нет) чего? имён, чему? именам, (вижу) что? имена, чем? именами, о чём? об именах... Толковый словарь Дмитриева
  6. имя — Название, прозвание, прозвище, отчество, фамилия, псевдоним; кличка, наименование, термин, титул, фирма; звание, эпитет Названия (предметов), терминология, номенклатура см. >> репутация, слава см. также -> громкое имя, давать имя, носить имя, побираться христовым именем, человек с именем Словарь синонимов Абрамова
  7. имя — Общеславянское слово индоевропейской природы, восходящее к основе ime (в латинском находим nomen, в немецком Name, в английском name и т. д.). Этимологический словарь Крылова
  8. имя — см.: Место, где ноги теряют свое гордое имя Толковый словарь русского арго
  9. имя — сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  10. имя — I и́мя I., род. п. и́мени, укр. iм᾽я́, íмени, блр. iмя́, др.-русск. имя, ст.-слав. имѩ, болг. и́ме, сербохорв. и̏мē, род. п. и̏мена, словен. imȇ, род. п. imȇna, др.-чеш. jmě, чеш. jméno, слвц. mеnо, польск. imię, род. п. imienia, miano (из *jьměn-)... Этимологический словарь Макса Фасмера
  11. имя — Право на ИМЯ является личным правом каждого гражданина. ИМЯ включает фамилию, имя и отчество. Сведения об имени, отчестве и фамилии, индивидуализирующие человека, заносятся в запись о рождении. Финансовый словарь терминов
  12. имя — • крупное ~ Словарь русской идиоматики
  13. имя — 1. (грам.) Одна из основных частей речи, наряду с глаголом. Имена обозначают предметы и их постоянные признаки. В связи с этим они делятся на: 1) существительные 2) прилагательные. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  14. имя — имени, мн. имена, имён, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое ему при рождении. Ольга Ивановна всегда звала мужа --- по фамилии; его имя Осип не нравилось ей. Чехов, Попрыгунья. Малый академический словарь
  15. имя — ИМЯ имени; мн. имена, имён, именам; ср. 1. Личное название человека, даваемое ему при рождении. Собственное и. Его и. — Иван. Назвать по имени. Звать по имени кого-л. Дать ребёнку и. Пётр. Полное и. (официальная форма имени). Моё полное... Толковый словарь Кузнецова
  16. ИМЯ — ИМЯ — в логике — языковой знак (выражение) — называющий индивидуальный предмет (собственное имя) или любой предмет из некоторого класса (общее имя). Предметом имени (его денотатом) может быть вещь, свойство, отношение и т. Большой энциклопедический словарь
  17. имя — ИМЯ ср. названье, наименованье, слово, которым зовут, означают особь, личность. Имя предмета, названье; имя животного, кличка; имя человека. Толковый словарь Даля
  18. имя — 1) Общее название существительных, прилагательных и числительных, объединенных грамматической категорией падежа и тем самым противопоставляемых как знаменательные части речи глаголу и наречию (местоимение... Словарь лингвистических терминов Розенталя
  19. имя — Во имя кого-чего (книжн.) — в честь, ради кого- чего-н. ► Во имя нашей дружбы сделайте это. От имени кого (офиц.) — по поручению кого-н., ссылаясь на кого-н., на чей- н. авторитет, на чьи- н. распоряжения, как основание каких- н. действий. Фразеологический словарь Волковой
  20. Имя — В глубокой древности Израильтяне именем новорожденному выражали мысль о замечательных обстоятельствах, окружавших появление на свет младенца, или мысль об особенных телесных его свойствах... Библейская энциклопедия архим. Никифора
  21. имя — (иноск.) — известность Имя приобрести (иноск.) — получить известность Человек с именем, т.е. именитый (прославивший имя свое достоинствами, приобретший громкое имя) Ср. Редакции журналов выпускают утолщенные и украшенные именами книжки. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  22. Имя — I И́мя в логике, выражение языка, обозначающее предмет (собственное, или единичное, имя) или множество (класс) предметов (общее имя); при этом предмет понимается в широком смысле — как всё, что мы можем назвать. Большая советская энциклопедия
  23. имя — Общеслав. индоевроп. характера (ср. др.-прус. emmens, лат. nomen, арм. anun, нем. Name и т. д.). Происхождение неясно. Одни ученые считают суф. производным (суф. -men) от той же основы (im-), что и *ęti, jьmǫ «брать» (см. Этимологический словарь Шанского
  24. имя — Старославянское – имя. Слово образовалось от общего индоевропейского корня, однако остается неясным, каким образом оно попало в русский язык. В древнерусском языке появилось в употреблении с XI в., будучи заимствованным из старославянского. Этимологический словарь Семёнова
  25. Имя — • Nomen. I. У греков не было родовых И. или фамилий. Новорожденному дитяте давалось И. по выбору родителей, что делалось обыкновенно на 5, 7 или 10 день (см. Ἀμφιδρόμια, Амфидромия). По древнему обычаю, сыну, особенно старшему, давалось... Словарь классических древностей
  26. Имя — ИМЯ — постоянное название, присвоенное человеку, животному, иногда вещи, — служащее для их отличия от других, подобных им существ или вещей. Словарь литературных терминов
  27. имя — И́м/я, и́м/ен/и. Морфемно-орфографический словарь
  28. ИМЯ — ИМЯ (в логике) – выражение языка, обозначающее предмет (собственное или единичное имя) или множество (класс) предметов (общее имя), «Платон», «Афины» – это собственные имена, а «человек» и «растение» – имена классов. Новая философская энциклопедия
  29. имя — имя I ср. 1. Наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других. 2. Личное наименование человека с его отчеством, а также его фамилия. 3. Прозвище человека или кличка животного. Толковый словарь Ефремовой
  30. имя — имя, имена, имени, имён, имени, именам, имя, имена, именем, именами, имени, именах Грамматический словарь Зализняка
  31. имя — ’ИМЯ, род. и дат. имени, именем, имени, мн. имена, имён, именам, ср. 1. Отличительное название, обозначение человека, даваемое при рождении. Дать кому-нибудь имя. Как его зовут по имени? «Как вас по имени-отчеству?» Достоевский. Толковый словарь Ушакова