Царь

Титул, прилагаемый в Библии к предводителям войск (Иов 15:24), князьям колен и городов (Нав 12:9,24), правителям народа или народов (Ис 8:21), к идолам от идолопоклонников (Соф. 1:5), к Иегове (Пс 5:2) и к Мессии (Пс 2:6). Царь ассирийский называется «великим царем» (Ис 36:4), царю Вавилонскому приписывается титул «царя царей» (Иез 26:7). Им же украшают себя и цари Парфийский, Могульский и Персидский. Понятие о невидимом Царе царствующих, представителями которого здесь на земле, или орудиями, служат все земные монархи, проходит почти всюду на страницах Свящ. Писания. Все семейства с древнейших времен разъединились, затем чтобы быть подданными Высочайшего, и постепенно превращались в отдельные народы. Господь Бог был их царем. Моисей, Иисус Панин и Судии были Его исполнителями; книги Закона были их религиозно-государственными книгами. Через урим и туммим и через пророков Он объявлял народу Свою волю. Скиния Свидения служила местом особенного Его присутствия. Священники и левиты составляли Его двор, десятины и приношения были, так сказать, данью, приносимою Ему как царю; и враги Его народа были Его врагами. Идолопоклонство считалось не только грехом, но и политическою важною изменою. Несмотря на все сие, народ, недовольный невидимым правителем, пожелал для себя видимого царя. Их требование было исполнено, хотя и явными знаками негодования Божия, и с сего времени до периода плена, между избранным народом существовала монархическая форма правления. Монархия была ни ограниченная, подобно европейским, ни автократическая, как, например, на Востоке, восточный деспотизм. В цари для евреев поставлялось иногда лицо, избранное самим Богом, как, например, Саул, Давид, Иеровоам; иногда же венец переходил по наследственной линии от отца к сыну или по завещанию умершего монарха. Посвящение в царское достоинство совершалось при всем собрании народа посредством помазания священным елеем (1 Цар 11:14, 15, 2 Цар 2:4, 5:1-3, 3 Цар 1:32-34, 4 Цар 11:12, 2 Пар 23:1-21). По сему царь назывался помазанником, помазанником Господним (1 Цар 24:7-11, 26:9-23, 2 Цар 1:14, 23:1, Пс 2:2, Авв 3:13); возлагался на главу его венец и вручалась ему держава (2 Цар 1:10, 4 Цар 11:12, Пс 44:7, Иез 21:26). Внешние знаки царского достоинства и разные принадлежности царей составляли: дорогие, пышные и блистательные одежды (Иез 28:12-19, Лк 16:19), корона, или венец, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями (2 Цар 12:30, 1 Пар 20:2, Пс 20:4), скипетр, или жезл (Быт 49:10, Чис 27:17, Мих 7:14, Зах 10:11) и престол, или трон (Быт 41:40, Пс 109:1, Ис 14:13). Престол Соломона был из слоновой кости и обложен золотом (3 Цар 10:18-20, 2 Пар 9:17-19). Доходы на царское содержание обыкновенно получались от стад и пастбищ (1 Цар 21:7), от земледелия, виноградников, маслин и смоковниц, верблюдов и пр. (1 Пар 27:26-29), от десятин с доходов его подданных (1 Цар 8:15,17), от добычи побежденных врагов (2 Парал. 27:5), от добровольных приношений (1 Цар 10:27). Царские обязанности состояли в том, чтобы предводительствовать во всякое время в войске и решать различные тяжбы в качестве судьи; царь имел право жизни и смерти (3 Цар 2:5,9), мог налагать подати (4 Цар 15:20), но присвоять себе собственность подданного мог не иначе как по законной форме (см. Навуфей). При царе обыкновенно состояли советники (1 Пар 27:32), военачальники (2 Цар 20:23) и старейшины, между тем как пророки и священники открывали царю волю Божию (3 Цар 12:21-24, Ис 37:22-26). Но среди царствования иудейских и Израильских царей, которые почти все были несовершенны и большая часть которых были идолопоклонники и тираны. Господь Бог многообразно и многоразлично глаголал через пророков о другом Царе, высшем всех царей. Потоки света из отдаленного будущего сияли уже в очах многих пророков. Они духовным оком созерцали грядущего Царя и предвозвещали Его пришествие. Пророчество Захарии: «Скажите дщери Сионской: се Царь твой, грядет к тебе кроткий», было источником многих радостных надежд и упований. Когда наступило исполнение времен, Предтеча Господень, Иоанн, со всею величавостью ветхозаветного пророка провозгласил, что давно ожидаемый Царь и царствие Христово приблизились. На берегах Иордана явился Господь Иисус и был указан Крестителем, как главный предмет его пустынной проповеди. Он приял помазание свыше крещением Иоанновым; в Своей первой нагорной проповеди Он говорил о царствии небесном (Мф 5:3,10); в большей части Его притчей говорилось о том же. Он принял на Себя тот же самый титул, под которым впервые открылся еврейскому народу невидимый Царь Израилев (ср. Исх 3:14 и Ин 8:58). Он был распят на кресте за то, что именовал Себя царем. Он как Царь со славою вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. «Он был облечен, — по слову Тайновидца, — в одежду, обагренную кровью; на одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих (От 19:13-16) и Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор 15:25).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. царь — Искон. Возникло в др.-рус. эпоху как аллегроформа из цесарь < цѣсарь < лат. Caesar «Цезарь» (римский политик, диктатор и полководец). С правления Октавиана слово цезарь стало титулом императора. Этимологический словарь Шанского
  2. Царь — Один из монархических титулов, равносильный титулу король (см.). В других языках нет того различия, которое русский язык делает между царями и королями, называя первым именем почти исключительно монархов древнего Востока и классического мира... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. ЦАРЬ — Один из центральных образов в мифологии. «Мифологический Ц.» в архаических мифах — это вождь первобытного коллектива, родоначальник, культурный герой. В более развитых мифологиях — это фигуры божественных или священных Ц., а также образ Ц. богов. Мифологическая энциклопедия
  4. царь — ЦАРЬ, царя, ·муж. 1. Название монархов в некоторых странах. «В тот грозный год покойный царь еще Россией со славой правил.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  5. Царь — (от лат. Caesar — цезарь, титул римских императоров) в России и Болгарии официальное название (титул) монархов. В России титул Ц. впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Ц. приняли титул императоров. В Болгарии монархи носили титул... Большая советская энциклопедия
  6. царь — -я, м. 1. Титул монарха в некоторых странах, а также лицо, носившее этот титул. [Народ:] Венец за ним! он царь! он согласился! Борис наш царь! да здравствует Борис! Пушкин, Борис Годунов. Весть о свержении царя мать Алексея встретила радостными слезами. Малый академический словарь
  7. царь — царь I м. 1. Титул монарха в некоторых странах. 2. Монарх, имеющий такой титул. II м. 1. Тот, что господствует надо всем или всеми, превосходит всех или всё; владыка, властитель. 2. Употребляется как приложение, указывая на исключительность, превосходство определяемого среди ему подобных. Толковый словарь Ефремовой
  8. ЦАРЬ — ЦАРЬ (от лат. caesar — цезарь) — в России в 1547-1721 официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним. Большой энциклопедический словарь
  9. царь — (от лат. caesar — цезарь) — в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. первым ц. был иван iv грозный. при петре i заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним. Большой юридический словарь
  10. Царь — I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ 1) гос-во израильтян, в отличие от всех соседних гос-в, было теократическим. Ц. Израиля был Яхве (Втор 33:5; Пс 149:2; Ис 33:22; ср. 1Цар 8): Он давал народу Свои см. Законы и установления (Исх 20:11 и след. Библейская энциклопедия Брокгауза
  11. царь — Латинское – caesarius (Цезарь, император). Древнерусское – цъсарь. В 1547 г. Иван Грозный принял титул царя (наследственного монарха, государя), до этого момента словом «цьсарь» в русском языке обозначали византийского императора. Этимологический словарь Семёнова
  12. царь — ЦАРЬ м. вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. Царь земной под Царем небесным ходит, под Богом. Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев земли! Соломон. У царя царствующих (у Бога) много царей. Толковый словарь Даля
  13. царь — сущ., м., употр. часто (нет) кого? царя, кому? царю, (вижу) кого? царя, кем? царём, о ком? о царе; мн. кто? цари, (нет) кого? царей, кому? царям, (вижу) кого? царей, кем? царями, о ком? о царях; сущ., ж. царица... Толковый словарь Дмитриева
  14. царь — Это не просто высшее должностное лицо какой-либо державы, но значительно больше — активный предводитель в войске и во всем народе, верховный судья, очень большой собственник и т.д. (1Цар.21:11). В Ханаане, напр., во дни... Библейский словарь Вихлянцева
  15. царь — Восходит к общеславянскому цьсарь, которое в свою очередь восходит к латинскому Caesar – имени человека, который оставил заметный след во всемирной и римской истории – Гая Юлия Цезаря, который фактически стал первым римским монархом... Этимологический словарь Крылова
  16. Царь — В России в 1547–1721 гг. официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом «император», но неофициально существовал наравне с ним. От лат. Сaesar – связано с Юлием Цезарем; см. Июль. Ср. Король. Судьба эпонимов. Словарь-справочник
  17. царь — орф. царь, -я Орфографический словарь Лопатина
  18. ЦАРЬ — (от лат. caesar — цезарь, титул рим. императоров) — офиц. звание (титул) главы гос-ва (монарха) в России (до 1917) и Болгарии (до 1946). Советская историческая энциклопедия
  19. царь — ЦАРЬ, я, м. 1. Единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха; лицо, носящее этот титул. 2. перен., чего. Тот, кто безраздельно обладает чем-н., властитель (устар. и книжн.). Ц. своей судьбы. Ц. моей души. 3. перен., кого-чего. Толковый словарь Ожегова
  20. царь — Царь в голове у кого или с царем (или со своим царем) в голове — умен; противоп. без царя в голове (разг.). ► Всюду пройти можно. — был бы царь в голове. Салтыков-Щедрин. ► Несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Гоголь. Фразеологический словарь Волковой
  21. царь — Род. п. -я́ – титул, принятый в 1547 г. Иваном Грозным (см. Соболевский, "Slavia", 8, 491), укр. цар, др.-русск. цьсарь – в качестве обозначения визант. императора (ХI в.; см. Бернекер I, 127), др.-русск. Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. царь — ЦАРЬ -я; м. 1. В России (с 1547 по 1721 гг.) и в некоторых других странах: титул монарха; лицо, носящее этот титул. Царь Фёдор. Царь Николай II. По указу самого царя. Пасть в ноги царю. Свергнуть царя. Царь-отец; царь-батюшка (трад.-нар.) 2. чего. Толковый словарь Кузнецова
  23. ЦАРЬ — Как и в др. древних об-вах, в Индии не только правитель гос-ва, но и фигура сакральная. Осн. термин, обозначающий Ц. — раджа(н), — встречается еще в "Ригведе". Ц. именовались нек-рые боги (Индра, Варуна и др. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  24. Царь — • Rex. I. Значение греческой царской власти явствует из слов Гомера: εἶς κοίρανος 'έστω, εἶς βασιλεύς, в которых ясно выражен принцип монархии в противоположность полиархии (Ноm. Il. 2, 204). Словарь классических древностей
  25. царь — Царь/. Морфемно-орфографический словарь
  26. царь — см. >> правитель см. также -> олух царя небесного, пр, царе горохе (, царице морковке) Словарь синонимов Абрамова