Царь

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

1) гос-во израильтян, в отличие от всех соседних гос-в, было теократическим. Ц. Израиля был Яхве (Втор 33:5; Пс 149:2; Ис 33:22; ср. 1Цар 8): Он давал народу Свои см. Законы и установления (Исх 20:11 и след.), открывал Свою волю через см. Урим и туммим и через Своих см. Пророков (Втор 18:15 и след.). Моисей и Иисус Навин лишь представляли Бога, руководя народом не по собств., а по Его воле (Исх 3:10; Чис 27:18-20). После их смерти религ. и обществ. порядок нарушился: израильтяне стали поступать, исходя из собств. представлений о справедливости (Суд 17:6). Не смогли кардинально изменить к лучшему жизнь народа и см. Судьи, вновь и вновь посылаемые Богом для освобождения израильтян, когда те взывали к Нему, оказавшись под чужеземным гнетом (Суд 2:16 и след.). Угроза Израилю, исходившая от филистимлян (см. Филистимляне) (ср. 1Цар 13:19-22), а также продажность сыновей Самуила послужили поводом к тому, чтобы народ потребовал себе Ц. и, т.о., отверг владычество Бога (1Цар 8). Господь удовлетворил требование народа, дав ему Ц. (ст. 7,22);

2) Ц. должен был стать наместником и заместителем Бога, водимым Св. Духом (1Цар 10:6; 3Цар 3:8 и след.). В Законе, даров. евр. народу еще до вступления в Ханаан, учитывалась возможность появления у израильтян Ц. (Втор 17:14-20), при этом особо подчеркивалась обязанность этого Ц. повиноваться Божьим заповедям. Несмотря на предостережения Самуила, первый израил. царь см. Саул не смог выполнить этого требования; непослушание Ц. привело к его свержению (1Цар 13:9-14; 15:13-23). Преемник Саула см. Давид (XI), напротив, был и остался — несмотря на свои прегрешения — человеком по сердцу Божьему (1Цар 13:14; Деян 13:22). Господь даровал Давиду обетование о том, что цар. власть навсегда останется у его потомков (2Цар 7) и из его рода произойдет праведный владыка (см. Мессия см. Иисус Христос см. Имена Иисуса Христа, III,А), Царства Божиего (см. Царство Божие) (2Цар 23:1-5). Эта надежда продолжала жить и в те времена, когда иудейские Ц. становились все более безбожными, а государство в конце концов было уничтожено (587 г. до Р. Х.). Однако в течение столетий с образом Мессии стало связываться так много ложных (т.е. противоречащих Библии) представлений, что явление Иисуса, ставшее долгожданным исполнением обетования, уже не соответствовало ожиданиям Его современников, и поэтому Он натолкнулся на их неприятие;

3) стабильность Южного, Иудейского, царства контрастирует с частой сменой династий и отдельных правителей в Северном, Израильском, царстве. Хотя призвание Господом Иеровоама I (3Цар 11:29-39) стало возмездием за идолопоклонство Соломона (ст. 33), оно не коснулось обетования, данного Давиду (ст. 36). Условием обещанного Иеровоаму благословения было его личное послушание Богу (ст. 38), но он, как и все его преемники, оказался духовно несостоятельным (3Цар 12:26 и след.). С этого времени порядок передачи престола от отца к сыну все чаще нарушается в результате заговоров и цареубийств (3Цар 15:27; 16:9 и след.; 4Цар 15:10,14,25,30). Вероятно, т.о. вершится Божий суд (3Цар 15:29 и след.; 16:11 и след.), но конкретное поручение такого рода Бог дал только Ииую (4Цар 9:1-13). Представляется, что в случае с Амврием и Фамнием (3Цар 16:16,21) имели место своего рода выборы, осуществленные народом по воле Господа; правивший позднее Менаим отличался жестокостью, бесчестными поступками и идолопоклонством (4Цар 15:16).

II. ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ И РЕЛИГИЯ

Для народа Божьего Ц. был Божьим см. Помазанником (1Цар 10:1; 16; 3Цар 1:32-35). Помазание должно было свидет-вовать о том, что новый Ц. поставлен Богом и что он получил от Него соотв. дарования. Знаками цар. власти явл. венец и скипетр (Быт 49:10; 2Цар 1:10). Истинные пророки — Нафан (2Цар 12), Илия (3Цар 21), Михей, сын Иемвлая (3Цар 22:8 и след.), и др. — вновь и вновь предъявляли земным владыкам требования Господа. Лжепророки же льстили им, как это было, напр., в случае с Ахавом, к-рого они провоцировали на войну против Рамофа Галаадского (3Цар 22). Отношение неправедных Ц. к богослужению в Иерусалимском храме и к священству в решающей степени определило приговор, к-рый вынес им Бог (3Цар 22:43; 4Цар 16:2 и след.). Цари Северного царства навлекли на себя проклятие (3Цар 16:2) тем, что продолжали поклоняться изображениям тельца, к-рые Иеровоам I установил в Вефиле и Дане (4Цар 17:21-23; ср. 3Цар 12:28-32). Но еще губительнее оказалось идолопоклонство, в к-ром были повинны и иуд. Ц. — Ахаз, Манассия, Амон (4Цар 16; 21). см. Высота.

III. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЦАРЯ

Израил. Ц. были предводителями войска во время войны (1Цар 12:2). Однако Давид нередко отправлял в поход только своего военач., а сам оставался в Иерусалиме (2Цар 10:7; 11:1). В руках Ц. находилось управление страной. Он был верховным судьей (3Цар 3:9); в его пользу взимались подати (1Цар 8:14-17; см. Подати). Для сбора податей Соломон назначил в уделы десяти колен Израилевых (уделы Иуды и Симеона не названы) 12 приставников, подчиненных одному начальнику (3Цар 4:7-20). Кроме них, цар. службу несло множество других чиновников и военачальников различного уровня (см. 2Цар 8:15-18; 20:23-26; 3Цар 4:1-6; 1Пар 27:25-34 и соотв. статьи); их содержание обеспечивалось за счет податей, взимаемых с населения, а иногда и прямых экспроприаций (1Цар 8:14 и след.). Кр. того, Ц. мог привлекать израильтян к оброчным работам. Иногда в Библии говорится о совещат. или согласит. функциях старейшин (см. Старейшины) (3Цар 12:6) или собрания израильтян (1Пар 13:1-4), однако нет никаких сведений об ограничении цар. власти или контроле над ней.

IV. ЦАРИ, ПРАВИВШИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЗРАИЛЯ

Помимо Ц. Израиля в Библии упоминаются Ц. других стран и областей, обладавшие высшей, неогранич. властью:

1) правители великих держав:

в Египте (см. Египет) — см. Фараон;

в Ассирии (см. Ассирия) — см. Феглаффелласар, см. Салманассар, см. Саргон, см. Сеннахирим, см. Асархаддон, см. Аснафар;

в Вавилонии (см. Вавилония) — см. Меродах-Валадан, см. Навуходоносор, см. Евилмеродах, см. Нергал-Шарецер, см. Валтасар;

в Персии — см. Кир, см. Дарий, см. Артаксеркс; а также см. Александр Македонский, см. Кесарь;

2) правители малых царств:

месопотамские Ц., современники Авраама (Быт 14:1), см. Ог, Ц. васанский, и см. Сигон, Ц. есевонский (Втор 29:7); месопотамский Ц. см. Хусарсафем (Суд 3:8);

арам. (сир.) правители см. Разон, см. Венадад, см. Азаил, см. Рецин, см. Адраазар (2Цар 8:3), см. Фой (ст. 9), Ц. см. Маахи (2Цар 10:6), см. Фалмай (2Цар 3:3), Ц. см. Емафа и см. Арпада (4Цар 19:13).

Из Ц. племен упоминаются см. Аммонитяне см. Наас (1Цар 12:12), см. Аннон (2Цар 10:1) и см. Ваалис (Иер 40:14); см. Моавитяне см. Валак (Чис 22:4), см. Еглон (Суд 3:12) и см. Меша (4Цар 3:4), а также цари см. Эдома (Быт 36:31-39).

Аравийские Ц., видимо, были не более чем вождями племен:см. Мадианитяне — Зевей и Салман (Суд 8:12), амаликитянин — Агаг (1Цар 15:8), кедарянин см. Гешем. Набатей см. Арета IV (2Кор 11:32), напротив, обладал значит. властью;

3) еще менее влият., чем Ц. племен, были Ц., правившие отдельными городами. Особняком среди них стоят финикийцы (см. Финикия, финикийцы), см. Хирам и см. Ефваал, к-рые благодаря своим обширным торг. связям добились значит. международного влияния. Филистимские князья (см. Филистимляне) также в нек-рых случаях названы Ц., напр. см. Авимелех, Ц. герарский, см. Анхус, Ц. гефский, и Ц. Газы (Зах 9:5). Среди многочисл. Ц. ханаан. городов упоминаются см. Мелхиседек и пять Ц., чьи владения располагались в районе Мертвого моря (Быт 14:2)- все они были современниками Авраама; говорится также о см. Емморе, Ц. Сихема, современнике Иакова, кр. того, о Ц. Арада (Чис 21:1), о Ц., побежденных Иисусом Навином (Нав 12:9-24), и о см. Иавине (2); 4) о Ц., правивших в период между ВЗ и НЗ. см. Маккавеи; о Ц., правивших в новозаветную эпоху, см. Ирод Великий, см. Архелай, см. Ирод Антипа, см. Ирод Агриппа I и Ирод Агриппа II.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. царь — Искон. Возникло в др.-рус. эпоху как аллегроформа из цесарь < цѣсарь < лат. Caesar «Цезарь» (римский политик, диктатор и полководец). С правления Октавиана слово цезарь стало титулом императора. Этимологический словарь Шанского
  2. Царь — Один из монархических титулов, равносильный титулу король (см.). В других языках нет того различия, которое русский язык делает между царями и королями, называя первым именем почти исключительно монархов древнего Востока и классического мира... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. ЦАРЬ — Один из центральных образов в мифологии. «Мифологический Ц.» в архаических мифах — это вождь первобытного коллектива, родоначальник, культурный герой. В более развитых мифологиях — это фигуры божественных или священных Ц., а также образ Ц. богов. Мифологическая энциклопедия
  4. царь — ЦАРЬ, царя, ·муж. 1. Название монархов в некоторых странах. «В тот грозный год покойный царь еще Россией со славой правил.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  5. Царь — (от лат. Caesar — цезарь, титул римских императоров) в России и Болгарии официальное название (титул) монархов. В России титул Ц. впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Ц. приняли титул императоров. В Болгарии монархи носили титул... Большая советская энциклопедия
  6. царь — -я, м. 1. Титул монарха в некоторых странах, а также лицо, носившее этот титул. [Народ:] Венец за ним! он царь! он согласился! Борис наш царь! да здравствует Борис! Пушкин, Борис Годунов. Весть о свержении царя мать Алексея встретила радостными слезами. Малый академический словарь
  7. царь — царь I м. 1. Титул монарха в некоторых странах. 2. Монарх, имеющий такой титул. II м. 1. Тот, что господствует надо всем или всеми, превосходит всех или всё; владыка, властитель. 2. Употребляется как приложение, указывая на исключительность, превосходство определяемого среди ему подобных. Толковый словарь Ефремовой
  8. ЦАРЬ — ЦАРЬ (от лат. caesar — цезарь) — в России в 1547-1721 официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним. Большой энциклопедический словарь
  9. царь — (от лат. caesar — цезарь) — в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. первым ц. был иван iv грозный. при петре i заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним. Большой юридический словарь
  10. царь — Латинское – caesarius (Цезарь, император). Древнерусское – цъсарь. В 1547 г. Иван Грозный принял титул царя (наследственного монарха, государя), до этого момента словом «цьсарь» в русском языке обозначали византийского императора. Этимологический словарь Семёнова
  11. царь — ЦАРЬ м. вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. Царь земной под Царем небесным ходит, под Богом. Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев земли! Соломон. У царя царствующих (у Бога) много царей. Толковый словарь Даля
  12. царь — сущ., м., употр. часто (нет) кого? царя, кому? царю, (вижу) кого? царя, кем? царём, о ком? о царе; мн. кто? цари, (нет) кого? царей, кому? царям, (вижу) кого? царей, кем? царями, о ком? о царях; сущ., ж. царица... Толковый словарь Дмитриева
  13. царь — Это не просто высшее должностное лицо какой-либо державы, но значительно больше — активный предводитель в войске и во всем народе, верховный судья, очень большой собственник и т.д. (1Цар.21:11). В Ханаане, напр., во дни... Библейский словарь Вихлянцева
  14. царь — Восходит к общеславянскому цьсарь, которое в свою очередь восходит к латинскому Caesar – имени человека, который оставил заметный след во всемирной и римской истории – Гая Юлия Цезаря, который фактически стал первым римским монархом... Этимологический словарь Крылова
  15. Царь — Титул, прилагаемый в Библии к предводителям войск (Иов 15:24), князьям колен и городов (Нав 12:9,24), правителям народа или народов (Ис 8:21), к идолам от идолопоклонников (Соф. 1:5), к Иегове (Пс 5:2) и к Мессии (Пс 2:6). Библейская энциклопедия архим. Никифора
  16. Царь — В России в 1547–1721 гг. официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом «император», но неофициально существовал наравне с ним. От лат. Сaesar – связано с Юлием Цезарем; см. Июль. Ср. Король. Судьба эпонимов. Словарь-справочник
  17. царь — орф. царь, -я Орфографический словарь Лопатина
  18. ЦАРЬ — (от лат. caesar — цезарь, титул рим. императоров) — офиц. звание (титул) главы гос-ва (монарха) в России (до 1917) и Болгарии (до 1946). Советская историческая энциклопедия
  19. царь — ЦАРЬ, я, м. 1. Единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха; лицо, носящее этот титул. 2. перен., чего. Тот, кто безраздельно обладает чем-н., властитель (устар. и книжн.). Ц. своей судьбы. Ц. моей души. 3. перен., кого-чего. Толковый словарь Ожегова
  20. царь — Царь в голове у кого или с царем (или со своим царем) в голове — умен; противоп. без царя в голове (разг.). ► Всюду пройти можно. — был бы царь в голове. Салтыков-Щедрин. ► Несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Гоголь. Фразеологический словарь Волковой
  21. царь — Род. п. -я́ – титул, принятый в 1547 г. Иваном Грозным (см. Соболевский, "Slavia", 8, 491), укр. цар, др.-русск. цьсарь – в качестве обозначения визант. императора (ХI в.; см. Бернекер I, 127), др.-русск. Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. царь — ЦАРЬ -я; м. 1. В России (с 1547 по 1721 гг.) и в некоторых других странах: титул монарха; лицо, носящее этот титул. Царь Фёдор. Царь Николай II. По указу самого царя. Пасть в ноги царю. Свергнуть царя. Царь-отец; царь-батюшка (трад.-нар.) 2. чего. Толковый словарь Кузнецова
  23. ЦАРЬ — Как и в др. древних об-вах, в Индии не только правитель гос-ва, но и фигура сакральная. Осн. термин, обозначающий Ц. — раджа(н), — встречается еще в "Ригведе". Ц. именовались нек-рые боги (Индра, Варуна и др. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  24. Царь — • Rex. I. Значение греческой царской власти явствует из слов Гомера: εἶς κοίρανος 'έστω, εἶς βασιλεύς, в которых ясно выражен принцип монархии в противоположность полиархии (Ноm. Il. 2, 204). Словарь классических древностей
  25. царь — Царь/. Морфемно-орфографический словарь
  26. царь — см. >> правитель см. также -> олух царя небесного, пр, царе горохе (, царице морковке) Словарь синонимов Абрамова