Иеффай

(Бог откроет, т. е. освободит, сделает свободным; Суд 11:1, Евр 11:32) — один из замечательнейших Судей народа Израильского, сын Галаада, от наложницы. Лишенный наследства и изгнанный законными наследниками из дома родительского, Иеффай поселился в земле Тов, в Сирийской области. Здесь собравши шайку праздных людей, он делал набеги на неприятельские земли и скоро прославился своею воинственностью. Слава о нем распространилась так далеко, что во время войны Аммонитян с Израилем старейшины Галаадские просили его принять начальство над ними и сразиться с Аммонитянами. Иеффай сказал старейшинам: — «не вы ли возненавидели меня и выгнали из дома отца моего? Зачем же пришли ко мне ныне, когда вы в беде?» (11:7). Затем он согласился сделаться их начальником, впрочем, с тем непременным условием, чтобы в случае воинской победы начальство оставалось за ним навсегда. Прежде сражения Иеффай два раза отправлял послов к царю Аммонитскому для переговоров, но они не имели успеха. Тогда, возбужденный Духом Божиим, он сразился с Аммонитянами, одержал блистательную победу над ними и завоевал у них 20 городов, начиная от Ароера на Арноне до Минифа и Авель-Керамима. Но, идя на сражение, Иеффай дал обет Богу — принести в жертву Богу то, что первое встретит его из дома при возвращении с победы; и вот единородная дочь его первою выходит на встречу отцу с тимпанами и ликами. Встреча эта сильно смутила Иеффая. Но дочь, узнавши об его обете, выразила пред ним полную покорность и только просила отца отпустить ее на два месяца с подругами в горы для оплакивания своего девства. По прошествии же данного ей срока она возвратилась к своему отцу, и он совершил над нею обет свой, «и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, — замечает свящ. писатель кн. Судей, — что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая, Галаадитянина четыре дня в году» (11:1-40). По одним комментаторам, как, например, по Флавию и многим из древних, дочь Иеффая действительно была принесена фактически в жертву, но другие находят более правдоподобным, что она была посвящена Богу и осталась в девстве на всю жизнь. После победы над Аммонитянами Иеффай недолго жил в своем доме. Ефремляне, недовольные, что Иеффай не пригласил их с собою на войну против Аммонитян, вступили в Галаад, угрожая сжечь Иеффая со всем его домом. Он старался сначала успокоить их убеждениями, но убеждения не подействовали. Тогда Иеффай, собравши всех жителей Галаада, сразился с Ефремлянами и разбил их. Немедленно после победы он велел занять все переправы через Иордан, и когда кто либо из Ефремлян, спасшихся от меча, приходил к переправе, его спрашивали: не Ефремлянин ли он? Если тот говорил: нет, то его заставляли произнести слово: шибболет (колос). Ефремляне не могли правильно выговаривать это слово, и потому всякого кто произносил сибболет умерщвляли у переправы (Суд 12:1-7). Всего пало здесь Ефремлян 42 000. Иеффай был судиею Израиля шесть лет. Пр. Самуил указывает на него как на одного из великих мужей, воздвигнутых Богом на защиту своего народа (1 Цар 12:11), и ап. Павел в послании к Евреям упоминает о нем, в числе других великих мужей, одержавших великие победы силою веры в Бога (Евр 11:32).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИЕФФАЙ — (еврейск. jiftâh) «(бог) откроет»), в ветхозаветном предании военачальник и один из судей Израиля. И. был сыном блудницы и Галаада; сыновья Галаада от законной жены изгнали его из дома, после чего он жил в земле Тов. Мифологическая энциклопедия
  2. Иеффай — Иеффай (евр. Йифтах, «Он (Бог) освободит, откроет»), галаадитянин, сын см. Галаада (2) и его наложницы. После того как братья изгнали И. из дома, он бежал в землю Тов (возм., это область сев.-вост. Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. Иеффай — Иефф’ай (Он освободит) (Суд.11:1 -3,5-14,28-30,32,34,40; Суд.12:1 ,2,4,7; 1Цар.12:11 ; Евр.11:32) — один из сыновей (потомков) Галаада из колена Манассиина, рожденный от блудницы, изгнанный родственниками... Библейский словарь Вихлянцева
  4. Иеффай — Один из известнейших судей израильских. Мать его была блудница из Галаада, в заиорданском колене Манассиином. Лишенный своими свободными братьями наследства, он удалился в пустыню в там сделался атаманом шайки грабителей. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона