Иеффай

Иеффай (евр. Йифтах, «Он (Бог) освободит, откроет»), галаадитянин, сын см. Галаада (2) и его наложницы. После того как братья изгнали И. из дома, он бежал в землю Тов (возм., это область сев.-вост. Галаада), где, собрав шайку разбойников, совершал набеги (Суд 11:1-3). К тому времени Господь в наказание за идолослужение отдал израильтян под власть филистимлян и аммонитян (Суд 10:6-8). Аммонитяне даже перешли Иордан и напали на колена Иуды, Вениамина и Ефрема. Израильтяне, раскаиваясь в своем грехе, обратились с мольбой к Господу, и Бог смилостивился над ними. Израил. войско собралось в Массифе (5), но у него не было предводителя. Тогда галаадские старейшины обратились к И. с просьбой принять командование (Суд 10:17,18; 11:4-11). Став вождем всего Израиля, И. отверг претензии аммонитян на вост. берег Иордана. Он сообщил им, что израильтяне отняли эти земли, на к-рых живут вот уже 300 лет, не у аммонитян, а у аморрейского царя Сигона. Но все же войны избежать не удалось. И., дав обет Господу, испросил у Него победу, после чего разгромил войско аммонитян. Он разбил и ефремлян, к-рые не могли смириться с тем, что слава победителей досталась колену Манассии, и, угрожая И., перешли Иордан (Суд 12:1-6). И. был судьей Израиля шесть лет, до своей кончины. Нерешенным остается вопрос об обете И. Он сказал, что принесет Господу в жертву всесожжения первое, что «по возвращении (его) с миром от аммонитян... выйдет из ворот дома» его (Суд 11:30,31). Первой навстречу ему вышла его единственная дочь. С горя И. разодрал свои одежды, а затем отпустил дочь на два месяца, дабы она с подругами в горах оплакала свое девство (Суд 11:38). После этого «он совершил над нею обет свой». Учитывая, что И. очень страдал, исполняя обет, нек-рые толкователи Библии считают, что он действительно принес дочь в жертву всесожжения. Однако израил. закон не допускает человеч. жертвоприношений; в нем содержатся предписания о денежном выкупе за людей, посвящ. Господу (Лев 27:1-8). Поэтому другие исследователи считают, что И., восхваляемый в 1Цар 12:11 и Евр 11:32, смог избежать букв. исполнения обета. Существует и третья т.зр.: безбрачие и пожизненное служение дочери И. при Скинии (см. Скиния) (см. Суд 11:39) — такая же жертва Господу, как и жертва всесожжения. Однако такое толкование представляется менее убедительным, чем предыдущие.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИЕФФАЙ — (еврейск. jiftâh) «(бог) откроет»), в ветхозаветном предании военачальник и один из судей Израиля. И. был сыном блудницы и Галаада; сыновья Галаада от законной жены изгнали его из дома, после чего он жил в земле Тов. Мифологическая энциклопедия
  2. Иеффай — (Бог откроет, т. е. освободит, сделает свободным; Суд 11:1, Евр 11:32) — один из замечательнейших Судей народа Израильского, сын Галаада, от наложницы. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  3. Иеффай — Иефф’ай (Он освободит) (Суд.11:1 -3,5-14,28-30,32,34,40; Суд.12:1 ,2,4,7; 1Цар.12:11 ; Евр.11:32) — один из сыновей (потомков) Галаада из колена Манассиина, рожденный от блудницы, изгнанный родственниками... Библейский словарь Вихлянцева
  4. Иеффай — Один из известнейших судей израильских. Мать его была блудница из Галаада, в заиорданском колене Манассиином. Лишенный своими свободными братьями наследства, он удалился в пустыню в там сделался атаманом шайки грабителей. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона