Чудо

I. ЧУДЕСА И ЕСТЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА

Всякое суждение о Ч. исходит из представления о существующем естественном устройстве мира. Наиболее частым возражением против Ч. является то, что это было бы невозможным нарушением «законов природы». Но с естественнонаучной т.зр. т.наз. «законы природы» не могут рассматриваться как самостоят. действующие силы. Никогда нельзя с уверенностью утверждать, что возможно, а что нет с т.зр. законов природы, поскольку невозможно окончательно установить, учтены ли и открыты ли все факторы в их взаимовоздействии. В соотв. с этим Ч. также не может считаться экспериментальным доказат-вом существования Бога; естественные науки нейтральны как в отношении веры, так и в отношении неверия. Но скоро-палительное отрицание Ч. исходит из философ. предубеждения или из недопонимания того, что Библия рассматривает как Ч.

II. ЧУДО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) не только необычайные и необъяснимые явления рассматриваются в ВЗ как Ч. Сотворение и сохранение мироздания — тоже великое Ч. Божье. «Мир полон чудес, и сам он есть величайшее чудо» (Августин). Поскольку власть Божья безгранична, Библия не проводит различия между естественными и сверхъестественными событиями. Богу подвластно всё (Быт 18:14; Мф 19:26; Мк 14:36), Он чудесно действует как обычным, так и необычным образом, чтобы открыть человеку Свою власть и Свою славу. Его действия как в природе, так и в истории рассматриваются как Ч. (Исх 7:3; Иов 37:5,14-16; Пс 77:43). Так, Ч. названы гром (Иов 37:5), траектории движения звезд (Иов 9:9 и след.), зарождение человека в материнской утробе (Пс 138:13-15), повсеместное присутствие Бога (ст. 5 и след.) и Его помощь людям (Пс 39:6). Бог вмешивается в человеч. историю (см. Лев 10:1-7; 1Цар 6:19 и след.; 2Цар 6:6 и след.; см. Казни египетские);

2) особенно много Ч. приходится на периоды см. Исхода из Египта и деят-сти пр. Илии (см. Илия). Это освобождение евреев от власти Египта, переход через Красное море, насыщение манной (см. Манна) небесной и вода, извлеч. Моисеем из скалы, вос-кресение мертвых, чудеса, связ. с судом Божьим и т.д. Перед наступлением конца времен также произойдут чудеса и знамения (Иоил 2:30 и след.; Деян 2:19 и след.).

III. ЧУДО В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Весть о спасении открывает более широкий взгляд на значение Ч.: они не только возможны, но и необходимы, чтобы защитить от разрушит. воздействия греха отпавший от Бога мир, особенно в тот момент, когда он должен быть спасен и приведен к совершенству (исполнению обетований); Ч. внутри несоверш. мира — это знак, к-рый открыват глаза ослепленным людям. Значение «естественного» (или «сверхъестественного») Ч. состоит не в том, что слепой вновь становится зрячим, а в том, что вообще обнаруживается неестественность того, что он слепой. Ч. прощения грехов состоит в обновлении смертной природы (см. Лк 5:23-26; Рим 8:21), а самое великое Ч. в НЗ — это преодоление «закона природы», т.е. закона греха и смерти, законом духа жизни «в Христе Иисусе» (Рим 8:2);

2) ЧУДЕСА, СОВЕРШЕННЫЕ ИИСУСОМ:

а) олицетворением Ч. является Сам Иисус Христос и Его вочеловечение (1Тим 3:16), а также «главное чудо» — Его см. Воскресение. Все Ч. в жизни и деяниях Иисуса следует рассматривать и понимать исходя из Ч. Его воскресения. Если происхождение Иисуса свыше, от Бога, доказано Его воскресением и подтверждено искуплением падшего человечества, к-рое Он совершил на кресте, то все Ч. Его жизни являются естественным следствием этого. Если же Он не воскрес, «то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге... вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор 15:14-19). Ч. Иисус поясняет и подкрепляет Свою проповедь о близости Царства Божиего. Эти Ч. подвигают человека либо к обращению и покаянию, либо к отказу от веры (Мк 1:15,22-28; ср. Мф 11:21 и след.). Ч. — это «знамения» (так сказано прежде всего у Иоанна: Ин 2:11,23; 3:2; 4:48,54; 6,2,14,26,30; 7:31; 9:16; 10:41; 11:47; 12:18,37; 20:30), к-рые выявляют сердечные намерения людей, заставляя их принять личное решение. Ч. и вера взаимообусловлены. С одной стороны, сама вера — это Ч., с другой, Иисус не совершает чудеса там, где царит неверие (Мф 13:58). Ч. служат вере, они достигают своего назначения, когда человек утверждается через них в вере. Показанные Иисусом знамения наталкиваются как на колебания в вере, так и на решит. неверие (в частн., Ин 1:5,10 и след.; ср. со ст. 7,12,16; отрицание: Ин 5:16; 6:26; 7:5,46-48; 8:40,44 и след.,59; 12:37; 15:24). Знаменательно, что, напр., больного способна исцелить только его вера (Мф 15:28; Мк 2:5; 9:23): «Вера твоя спасла тебя» (Лк 7:50; 8:48; 17:19; 18:42). Тому, кто в неверии закрывает свое сердце перед Евангелием, не помогут никакие чудеса, скорее, они послужат ему в осуждение (Мф 11:23). Но, говоря о Ч., нужно ответить и на вопрос, чьей властью оно совершается (Мф 12:24 и след.; Деян 4:7). Знамения и Ч. могут быть ложными (2Фес 2:9; ср. Мф 24:24; Откр 13:13 и след.), поэтому Иисус отказывался подтверждать Свое мессианство Ч. (Мф 12:38 и след.; Лк 16:31; см. Знак, знамение, IV);

б) четверо евангелистов повествуют в общей сложности о 41 Ч., соверш. Иисусом. Как Ч., соверш. над людьми, упоминаются исцеления, четко отличные от них изгнания бесов (Мк 1:27,30,32,34,40-45; 2:1-11; 3:1 — 6:10 и след.), а также три воскрешения мертвых: дочери начальника синагоги (Мк 5:39-43), юноши из Наина (Лк 7:11-17) и Лазаря (Ин 11). Среди Ч., связ. с природой, можно назвать след.: укрощение бури (Мк 4:35 и след.), хождение по морю (Мк 6:45), умножение хлебов (Мк 6:30 и след.; 8:1 и след.), превращение воды в вино (Ин 2:1 и след.), чудесный улов (Лк 5:1 и след.), обнаружение монеты во рту рыбы (Мф 17:27);

в) современники Иисуса, как и люди нашего времени, не были особенно склонны верить в Ч. или совсем не верили в них. Иисус удивляется общему неверию, к-рое проявляется к Нему и к творимым Им Ч. (Мк 4:40; 6:6; 16:14; Лк 18:8; Ин 10:38; 14:11). Толпа высмеивает Его, когда Он намеревается совершить Ч. (Мк 5:40), люди отрицают Ч. (Ин 9:16), а там, где отрицать их невозможно, они приписывают действия Иисуса бесам (Мк 3:22 и след.; Ин 8:48 и след.). Сами апостолы просят умножить в них веру (Лк 17:5), вначале они сомневаются в воскресении Господа (Мк 16:11; Лк 24:11; Ин 20:24 и след.) так же, как и римляне (Деян 26:8), и греки (Деян 17:32) (см. Воскресение). В то же время народ и книжники требуют знамений и Ч., в чем Иисус отказывает им, поскольку они не верят в Него и не желают следовать за Ним (Мф 27:39-44; Лк 11:16,29 и след.);

г) предпринимались попытки объяснить творимые Иисусом Ч. с т.зр. разума или «естественных причин» (как, напр., исцеления методом внушения) или объявить их возникшими впоследствии «свидетельствами» древней Церкви, к-рая свою веру в Христа облекала в мифы по образцу рим. и греч. историй о Ч. Но исследования евангельских текстов позволяют установить, что Ч. являются значит. составной частью этих сообщений, и их нельзя вычеркнуть из представлений об Иисусе, не совершая насилия над смысловыми взаимосвязями и не разрушая их. То обстоятельство, что сообщения о Ч. в Евангелиях по виду и форме рассказа во многом похожи на греч. и иуд. истории о Ч. (описание болезней, применение средств, исцеление), еще не доказывает того, что авторы Евангелий не повествуют о действит. событиях из жизни Иисуса, свидетелями к-рых они были;

д) верующим дано обетование о том, что и их жизнь будет сопровождаться знамениями и Ч. (Мк 16:17 и след.; Ин 14:12). Сам Бог засвидет-вовал проповедь апостолов «знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по воле Его» (Евр 2:4). Эти Ч. и знамения в Церкви совершаются «силами будущего века», от к-рых она уже вкусила «благого глагола Божия» (Евр 6:5). Все Ч. — это свидет-ва совершенного мира, нацеленные на осуществление обетований (см. Обетование).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЧУДО — ЧУДО — англ. miracle; нем. Wunder. 1. В религиозных и мифологических представлениях — сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы. 2. Нечто поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычностью. Социологический словарь
  2. ЧУДО — ЧУДО — .. 1) в религиозных и мифологических представлениях — сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы... 2) (Перен.) нечто поразительное, удивляющее своей необычностью. Большой энциклопедический словарь
  3. чудо — Общеслав. Суф. производное (суф. -д-, ср. чадо) от чути (см. чувство). Того же корня, что кудесник. Чудо буквально — «чувствуемое, наблюдаемое явление», далее — «необыкновенное, удивительное явление». Этимологический словарь Шанского
  4. чудо — чу́до мн. чудеса́, чуде́сный, чуде́сить, чудно́й, чу́дный, укр. чу́до, мн. чудеса́, блр. чу́до, др.-русск., ст.-слав. чоудо, род. п. чоудесе θαῦμα, τέρας (Клоц., Супр.), болг. чу́до, сербохорв. чу̏до, мн. чу̏да, чудѐса – то же, словен. čúdo, род. Этимологический словарь Макса Фасмера
  5. чудо — • Prodigĭum см. Divinatio, Дивинация, 13. 17. Словарь классических древностей
  6. чудо — Чу́д/о. Морфемно-орфографический словарь
  7. чудо — ЧУДО, а, мн. чудеса, ес, есам, ср. 1. В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое. Совершить ч. Свершилось ч. Надеяться на чудеса (когда нет выхода, нет спасения). Ч. из чудес! (о чёмн. Толковый словарь Ожегова
  8. чудо — ЧУДО — категория фольклорно-мифологического и религиозного языка описания способов и форм проявления сверхчеловеческого (напр., нуминозного) в мире природно-естественном. В обыденном словоупотреблении... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  9. Чудо — В религиозных и мифологических представлениях сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы. В переносном значении — нечто поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычностью. Большая советская энциклопедия
  10. Чудо — Объективное значение понятия Ч. определяется общим философским миросозерцанием, по преимуществу теорией причинности... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. чудо — орф. чудо, -а, мн. чудеса, чудес, -ам Орфографический словарь Лопатина
  12. чудо — • Радостное (Бальмонт). • Светлое (А. Измайлов). • Святое (Аксаков). Словарь литературных эпитетов
  13. чудо — ЧУДО ср. всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами. Толковый словарь Даля
  14. чудо — сущ., с., употр. часто (нет) чего? чуда, чему? чуду, (вижу) что? чудо, чем? чудом, о чём? о чуде; мн. что? чудеса, (нет) чего? чудес, чему? чудесам, (вижу) что? чудеса, чем? чудесами, о чём? о чудесах... Толковый словарь Дмитриева
  15. чудо — Ч’удо — событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Чудо совершается силой, не свойственной природе человека, и потому называемой сверхъестественной (Деян.8:6 , ·срн. ·ст. 13). Библейский словарь Вихлянцева
  16. чудо — Ч’УДО, чуда, мн. чудеса, чудес и (·прост. ·редк.) чуда, чуд, ср. 1. В религиозных и мифологических представлениях — явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное вследствие вмешательства потусторонней силы. Толковый словарь Ушакова
  17. чудо — ЧУДО -а; мн. чудеса, чудес, чудесам и чуда, чуд; ср. 1. мн.: чудеса, чудес. По религиозным и мифологическим представлениям: сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божьей силы. Молиться о чуде. Ждать чуда. Ниспослать... Толковый словарь Кузнецова
  18. чудо — Чудеса Не чудо с инф. (разг.) — не странно, не удивительно. ► Когда перенимать с умом, тогда не чудо и пользу от того сыскать. Крылов. Чудеса в решете — о чем- н. необычном или нелепом. Чудо-юдо (нар.-поэт.) 1) сказочное чудовище. Фразеологический словарь Волковой
  19. ЧУДО — ЧУДО (греч. ϑαῦμα, σῆμα, лат. miraculum) – в мировоззрении теизма [ТЕИЗМ]снятие волей всемогущего Бога-Творца положенных этой же волей законов природы, зримо выявляющее для человека стоящую за миром вещей власть Творца над творением. Новая философская энциклопедия
  20. ЧУДО — ЧУДО — см. ТЕУРГИЯ. Новейший философский словарь
  21. чудо — • великое ~ • настоящее ~ • неслыханное ~ • подлинное ~ • прямо ~ Словарь русской идиоматики
  22. чудо — Древнерусское – чудо (диво, сверхъестественное явление). Старославянское – чудо. Общеславянское – cudo. Слово известно с XI в. Этимологически восходит к индоевропейскому корню (s)keu-, означающему «проникаться уважением, почтением». Этимологический словарь Семёнова
  23. чудо — -а, мн. чудеса, чудес, -ам и чуда, чуд, ср. 1. (мн. чудеса). По религиозным и мифологическим представлениям: сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы. Малый академический словарь
  24. Чудо — (греч., лат. miraculum) в мировоззрении теизма снятие волей всемогущего Бога-Творца положенных этой же волей законов природы, зримо выявляющее для человека стоящую за миром вещей власть Творца над творением. Теистическая концепция... Словарь по культурологии
  25. чудо — чудо I ср. 1. Явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное — по суеверным представлениям — вследствие вмешательства потусторонней силы. 2. Нечто небывалое, сверхъестественное, фантастическое. Толковый словарь Ефремовой