Трапеза

I.

В Лк 14:12 говорится о полуденной и вечерней Т. (в Синод. пер. — «обед» и «ужин»). Нельзя с уверенностью определить, в какое время в Израиле совершалась главная Т.: возм., это происходило в разное время суток. Многие полагают, что, как правило, она приурочивалась к вечеру, завершая дневные труды (см. Лк 17:7; 3Цар 17:6). Первоначально вкушающие пищу восседали на циновках. Позднее вошло в обычай возлежать возле стола на обложенных подушками скамьях (Есф 1:7; Иез 23:41; Ин 21:20). Обычно на столе стояло общее блюдо, в к-рое обмакивали хлеб (Мф 26:23). Перед трапезой мыли руки (Мф 15:2). О том, что перед трапезой молились, видно из различных мест Свящ. Писания (1Цар 9:13; Мф 14:19; 15:36; 26:26; Деян 27:35). Благодарств. молитва после трапезы предписана во Втор 8:10.

II.

Приходящих на пиршество гостей приветствовали поцелуем (Лк 7:45). Им приносили воду, чтобы они (или им) омыли руки и ноги (Быт 18:4; 19:2; Лк 7:44; Ин 2:6), иногда их также умащивали благовониями (Ин 12:3). Самый знатный гость занимал почетное место (1Цар 9:22); об этом особенно заботились жадные до почестей фарисеи, за что Иисус и порицал их (Лк 14:7-11). В знак почтения гостю могла быть подана большая, чем обычно, порция (1Цар 9:24). Когда пиршества устраивались во дворе дома, особый блеск празднеству придавали музыка (Ис 5:12), пение (2Цар 19:35), танцы (Мф 14:6; Лк 15:25) и шутки (Суд 14:12). Во время больших праздников состоят. хозяева, очевидно, препоручали руководство застольем особому распорядителю пира (см. Ин 2:8).

III.

Как патриархи, так и израильтяне до их поселения в Палестине питались гл. образом см. Хлебом и продуктами животноводства (Быт 18:6-8; Суд 5:25), традиционной пищей кочевников. Переход к оседлой жизни в Палестине позволил разнообразить питание за счет овощей и фруктов, к-рые давали сады, огороды и виноградники. Это была чечевица, огурцы, бобы (2Цар 17:28), гранаты, смоквы, маслины, сладкие и сухие вина (Чис 13:24; 20:5; Мф 7:16). Кр. того, израильтяне употребляли в пищу рыбу, птицу, яйца, дикий мед, а также нек-рые виды саранчи (акриды) (1Цар 9:23,24; Неем 13:16; Мф 4:18; Мк 1:6; Лк 11:12). Наряду со скромной трапезой, состоявшей из хлеба и чечевицы (Быт 25:34)или хлеба и вина (Быт 14:18), в ВЗ упоминается трапеза из большего числа блюд на столах богачей, причем здесь важное место занимают мясные блюда (3Цар 4:22,23; Неем 5:18). см. Еда, пища, есть, вкушать см. Напиток; см. также статьи, относящиеся к упомянутым здесь названиям продуктов.

IV.

Т. в значении «общий стол», вокруг к-ро-го семья собиралась вместе, осознавая свою общность (Пс 127:3). Приготовить к.-л. Т. означало принять его в сообщество, взять под свое покровит-во (Пс 22:5). см. Богослужение (III,3). «Трапеза Господня» в Мал 1:7,12 означает см. Жертвенник; по поводу текста 1Кор 10:21 см. Вечеря Господня.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. трапеза — И трапеза, -ы, ж. 1. Общий стол для приема пищи в монастыре, а также прием пищи (обед, ужин) за таким столом и сама пища, еда. За трапезу садились все, даже сама настоятельница. Решетников, Свой хлеб. Малый академический словарь
  2. трапеза — орф. трапеза, -ы Орфографический словарь Лопатина
  3. трапеза — Тра́пез/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. Трапеза — (Сэуда) В еврейском народе издревле существует обычай устраивать Т. для гостей в день важного семейного события. Обычно такая Т. связана с совершением важной мицвы* — "сэудат мицва". Энциклопедия иудаизма
  5. трапеза — Обед, кушанье, стол с яствами. Краткий церковнославянский словарь
  6. трапеза — см. >> еда Словарь синонимов Абрамова
  7. Трапеза — • Δεῖπνον см. Cibus, Пища. Словарь классических древностей
  8. трапеза — Тр’апеза — общий стол (общая еда). Но в некоторых местах это слово означает только стол (жертвенник), на котором приносились жертвы (Иез.41:22 ; Иез.44:16 ; Мал.1:7 ,12), или место общения (1Кор.10:21). Библейский словарь Вихлянцева
  9. трапеза — Заимств. из ст.-сл. яз., где трапеза < греч. trapeza «стол» > «еда (за столом)». Ср. шведский стол, богатый стол. См. трапеция. Этимологический словарь Шанского
  10. трапеза — • Пышная (Фруг). • Скудная (Чюмина). Словарь литературных эпитетов
  11. трапеза — ТРАПЕЗА, ы и ТРАПЕЗА, ы, ж. 1. Общий стол для приёма пищи в монастыре. 2. Приём пищи, еда в монастыре. | прил. трапезный, ая, ое и трапезный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  12. трапеза — ТР’АПЕЗА, трапезы, ·жен. (·греч. trapeza — стол). 1. Общий стол для приема пищи в монастыре (церк.). Сесть за трапезу. «Зачем и мне не тешиться в боях, не пировать за царскою трапезой?» Пушкин. 2. только ед. Прием пищи (обед, ужин) за таким столом (церк. Толковый словарь Ушакова
  13. трапеза — ТРАПЕЗА -ы; ж. [от греч. trapeza — стол, кушанье] 1. Общий стол для приёма пищи в монастыре. Сидеть за трапезой. Садиться за трапезу. 2. Приём пищи в монастыре; сама пища, еда. Обеденная т. Праздничная, поминальная т. Приступить в трапезе. Толковый словарь Кузнецова
  14. трапеза — Это название для приема пищи было заимствовано древнерусским языком из греческого, где trapeza – "стол". Этимологический словарь Крылова
  15. трапеза — ТРАПЕЗА ж. стол. Трапезы торжником испроверже, Марк. || Стол с пищей, с яствами, обед, ужин. Да ясте и пиете на трапезе моей во царствии моем, Лук. Толковый словарь Даля
  16. ТРАПЕЗА — ТРАПЕЗА (греч. trapeza — стол, кушанье) — в монастыре общий стол для приема пищи, а также прием пищи. Большой энциклопедический словарь
  17. трапеза — трапеза ж. 1. Общий стол для приёма пищи в монастыре. 2. Приём пищи за таким столом. 3. Любой приём пищи. 4. Помещение для приёма пищи в монастыре. Толковый словарь Ефремовой
  18. трапеза — тра́пе́за церк., др.-русск. трапеза "еда, стол, алтарь", ст.-слав. трапеза τράπεζα (Остром., Клоц., Еuсh. Sin.), болг. трапе́за "стол", наряду с русск.-цслав. трѧпеза, трьпеза (Изборн. Святосл. 1073 г.; Соболевский, РФВ 9, 164 и сл.), сербохорв. Этимологический словарь Макса Фасмера