Крещение

I. КРЕЩЕНИЕ ИОАННА

1) К. в НЗ имеет прообразы в ВЗ: очищающие и ритуальные омовения (Лев 14:8; 15:5; 17:16 и проч.; см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение см. Омовение), к-рые в пророч. предсказаниях становятся символом очищения от грехов (Ис 1:16; 4:4; Иез 36:25; Зах 13:1). Наряду с этими ветхозаветными образцами перед глазами Иоанна, вероятно, были также и совр. ему явления. К ним принадлежит К. прозелитов, предположит. появившееся в I в. по Р. Х. Это К., наряду с см. Обрезанием, совершалось над язычниками, а для девушек и женщин являлось единств. внешним признаком их обращения в иудаизм. Иоанну, возм., было также известно К. послушников в секте ессеев в Кумране (см. Рукописи Мертвого моря). Несмотря на возможность существования таких связей, прозвище Иоанна — «Креститель» указывает на то, что совершаемое им К. расценивалось как нечто совершенно новое;

2) Иоанново К. водой, неразрывно связанное с его проповедью покаяния, предполагает исповедание крещаемым своих грехов (Мф 3:6,11; Мк 1:4,5; Лк 3:3,8 и след.) и осознание своей греховности. Эти обстоят-ва, а также указание на К. Св. Духом и огнем (Мф 3:11) как на более высокую ступень К., к-рая станет возможной только с явлением Христа (см. Деян 19:1-7), говорят о том, что Иоанново К. занимает место предварительного К. в священноисторич. последовательности. Деят-стью Иоанна община людей, связывающих свое спасение с явлением Мессии, приготовляется к приходу Христа и сплачивается.

II. КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА

1) КРЕЩЕНИЕ В ИОРДАНЕ.

Иисус принял К. в Иордане (см. Мк 1:9 и парал. места), чтобы «исполнить всякую правду». Значение этого К. относилось только к Нему как к Божьему Мессии, поскольку нигде в НЗ К. в древней Церкви не обосновывается этим К. Иисуса и не связывается с Ним. Иисус в этом К. приобщается к нам, грешным людям. С одной стороны, в начале общественного служения Иисуса Бог возвещает и подтверждает, что Иисус — Его Сын (ст. 11), а с другой, Иисус, как Агнец (Ин 1:29), подчиняет Себя Закону Божьего суда, как всякая грешная плоть;

2) КРЕЩЕНИЕ СТРАДАНИЯМИ.

Исходя из этой предпосылки, все страдания Иисуса, вплоть до Его смерти на кресте, можно тоже назвать «крещением» (Мк 10:38; Лк 12:50). Именно это имеет в виду Павел, говоря о К. Иисуса как о К. «в смерть» (Рим 6:3 и след.).

III. КРЕЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ

1) для постижения сущности новозаветного К. основополагающее значение имеет тот факт, что в Церкви Христовой К. Духом Святым (см. Мк 3:11 и парал. места), пророчески предсказ. Иоанном, становится тем событием, к-рое учреждает и знаменует собой эту Церковь. Ученики Иисуса некоторое время продолжали совершать К. водой как (Иоанново) К. в покаяние (Ин 3:26; 4:2), но под воздействием деяний Самого Иисуса, стали, начиная с дня Пятидесятницы, крестить заново — теперь уже «во имя Иисуса Христа» (Деян 2:38; 8:16; 10:48; ср. 1Кор 1:15; 6:11; Гал 3:27) или — исполняя повеление Иисуса о крещении — во имя триединого Бога (Мф 28:19). В отличие от К. Св. Духом, водное К. не является самодостаточным (ср. также 1Кор 12:13), а служит лишь прообразом (см. о подчиненном значении К. водой в Мк 16:16; 1Кор 1:17; Евр 6:1,2; 9:9 и след.; и особенно в 1Ин 5:6 — «не водою только»);

2) хотя К. Духом и водой являются взаимосвязанными актами, они могут значительно отстоять одно от другого во времени; яснее всего об этом сказано в Деян 8:16 (ср. также Деян 8:13 и 19 с 10:44 и 48). Кажется странным, что Павел, глубоко раскрывший богословское значение К., находясь в Коринфе, воздерживался от того, чтобы самому совершать водное К. (1Кор 1:17; возм., крестили его спутники). По всей видимости, это свидет-вует о том, что главное значение Павел придавал не какому-либо обряду или таинству, а вере во Христа. Во всяком случае, судя прежде всего по сообщениям Деяний, момент водного К., совершаемого, вероятно, через полное погружение в воду (Мк 1:9; Ин 3:23: «много воды»), мог иметь лишь подчиненное значение. В «обычном случае» вера (=восприятие Духа, чаще всего через рукоположение) и водное К. следовали непосредственно одно за другим (Деян 2:38; 8:12,36-39; 16:31,33; 18:8; ср. Мк 16:16; Гал 3:26 и след.). Но возможен и обратный порядок, а также отстояние во времени одного события от другого. Там, где водное К. предшествует полной, проникнутой Духом вере, оно, по крайней мере, предполагает доверит. обращение ко Христу; если же водное К. следует за принятием Духа, то оно служит исповеданием и знаменованием содеянного Христом и отражением процесса возрождения (Ин 3:5 и след.; Тит 3:5: «баня возрождения и обновления Святым Духом»), а также символизирует смерть и воскресение вместе с Христом (Рим 6:3 и след.; Кол 2:12). Если же рассматривать К. в его полноте, т.е. К. Св. Духом и водой (ср. Ин 3:5), то в нем крещаемый приобщается к смерти Иисуса и Его воскресению. Происходит его очищение и решительное отмежевание от греха (Деян 2:38; 22:16; Рим 6; 1Кор 6:11; Еф 5:26,27; 1Пет 3:21), усыновление Отцом (Гал 3:26 и след.); он становится членом Тела Христова, т.е. Церкви (1Кор 12:13) и, кр. того, получает дары спасения, распределяемые Христом (1Кор 12:4 и след.);

3) в Деян 10:44-48; 16:14,15,32; 18:8 водное К. принимают люди, услышавшие Благую Весть и принявшие ее верой. Слово «дом» в этих текстах может включать детей, способных к осознанной вере (ср., однако, формулировку в Послании Игнатия Антиохийского Поликарпу (ок. 110-117 гг.): »...всем своим домом вместе с детьми»; здесь дети названы отдельно от «дома», т.е. от «домашних»). Но тексты новозаветного периода нигде не содержат намека на К. младенцев, хотя, исходя из контекста, его нельзя и с полной уверенностью исключить. Тем не менее, признание того, что момент водного К. имел подчин. значение и что в НЗ основной упор сделан на проникнутую Духом веру и начало новой жизни, способно обеспечить ту свободу от всех догматич. и конфессион. предубеждений, к-рая позволяет увидеть самое существенное. При этом особенно важно, что НЗ глубоко чужда идея автоматич. получения спасения через совершение неких таинств, имеющих якобы магическое действие (ср. Мф 28:19, досл.: «сделайте все народы учениками и крестите их»);

4)

а) в метафорич. значении слово «К.» употребляется в НЗ в отношении перехода израильтян через Чермное море (1Кор 10:2) и потопа (1Пет 3:20,21);

б) смысл выражения «креститься для мертвых» (1Кор 15:29) не вполне ясен. Лингвистически возможное истолкование «ради мёртвых», т.е. для их пользы, вместо них, кажется невероятным с т.зр. новозавет. богословия. Но возм., язычник принимал подобное К. с той целью, чтобы при воскресении вновь соединиться с умершими близкими, к-рые были верующими. Следует, однако, учесть, что Павел не признает этого обычая, что бы тот собой ни представлял, а только использует его как пример, чтобы разъяснить коринфянам, насколько абсурдным является отрицание воскресения мертвых.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. крещение — орф. крещение, -я (действие к крестить(ся) и Крещение, -я (праздник; евангельский и иконографический сюжет); Крещение Руси (988) Орфографический словарь Лопатина
  2. крещение — (Греч.) Ритуал очищения, совершавшийся во время церемонии посвящения на священных танках Индии; а также более поздний идентичный ритуал, установленный Иоанном "Крестителем" и применявшийся его учениками и последователями, которые не были христианами. Теософский словарь
  3. крещение — Крещ/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  4. крещение — -я, ср. 1. Христианский обряд, совершаемый над новорожденными, а также над взрослыми людьми, принимающими христианство. 2. перен.; с определением. Первое испытание в чем-л., на каком-л. поприще. Боевое крещение. Малый академический словарь
  5. Крещение — Одно из Семи таинств христианства. Согласно евангельской традиции, начало крещению положил Иоанн Креститель. Он же крестил в водах реки Иордан и Иисуса Христа. Крещение уходит своими корнями в древнейшие дохристианские водные очистительные обряды. В ран Краткий религиозный словарь
  6. крещение — КРЕЩ’ЕНИЕ, крещения, ср. (церк.). 1. Христианский обряд, совершаемый над младенцами (или взрослыми) для включения их в число членов церкви. 2. (К прописное). Один из главных (двунадесятых) праздников у православных христиан (церк.). Толковый словарь Ушакова
  7. Крещение — Христианский магическо-культовый обряд; см. в ст. Таинства. Большая советская энциклопедия
  8. крещение — 1. крещение I ср. 1. Процесс действия по гл. крестить I 1., креститься I 1. 2. Результат такого действия; первое из семи христианских таинств, совершение которого воспринимается как принятие человеком христианства. II ср. разг. Толковый словарь Ефремовой
  9. крещение — См. крещальный Толковый словарь Даля
  10. крещение — сущ., с., употр. нечасто (нет) чего? крещения, чему? крещению, (вижу) что? крещение, чем? крещением, о чём? о крещении 1. Крещение — это одно из главных христианских таинств, обряд присоединения к Церкви через троекратное погружение в воду. Толковый словарь Дмитриева
  11. Крещение — В таинстве Крещения человек, мистически сопутствуя Христу в его смерти и погребении, совоскресает с Ним в обновленной жизни, обретая дар Божественного усыновления. Католическая энциклопедия
  12. крещение — Крещенский Боевое крещение (ритор.) 1) первое участие в бою. 2) первое серьезное испытание в каком- л. деле. ► В горах прошел боевое крещение. Крещенский холод (разг.) — перен. суровость, ледяная холодность. ► -Как сурова!... У! как теперь окружена крещенским холодом она! А. Пушкин. Фразеологический словарь Волковой
  13. КРЕЩЕНИЕ — Важнейшее из христ. таинств, признаваемое всеми направлениями христианства. Окончательно утверждено церковью в 4 в. (раннее христианство не знало К.). Обряд... Советская историческая энциклопедия
  14. крещение — КРЕЩЕНИЕ -я; ср. 1. Одно из главных христианских таинств, обряд, совершаемый над новорожденными, а также над взрослыми людьми, принимающими эту религию. К. сына. К. Руси (введение на Руси в конце... Толковый словарь Кузнецова
  15. КРЕЩЕНИЕ — КРЕЩЕНИЕ — одно из христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой). Большой энциклопедический словарь
  16. крещение — КРЕЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. крестить, ся. 2. Христианский обряд (таинство) принятия кого-н. в число верующих, приобщения к церкви и наречения личного имени. Принять к. 3. (К прописное). Зимний церковный праздник крещения Христа. Толковый словарь Ожегова
  17. крещение — Крещ’ение — очищение и преображение, символическая смерть и воскресение, знак духовного возрождения человека от воды и Духа (Иоан.3:5). Библейский словарь Вихлянцева
  18. Крещение — Есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Библейская энциклопедия архим. Никифора