Эррера Младший, Франсиско

(Herrera El Mozo, Francisco)

1622, Севилья — 1685, Мадрид.

Испанский живописец, архитектор, рисовальщик, сын Ф. Эрреры Старшего. Юношей покинул Севилью, поселился в Риме, где увлекался декоративными работами Пьетро де Картона, изучал технику фрески. В 1657 вернулся в Мадрид, а затем в Севилью, в 1660 был избран президентом севильской Академии, но унаследованный от отца неуживчивый характер осложнил его отношения с Мурильо, и он уехал в Мадрид, где стал придворным художником Карла II. Эррера Младший принес в Испанию профессиональные навыки и приемы декоративной живописи барокко, исполнив росписи для мадридских церквей Сан-Фелипе эль Реаль, Нуэстра Сеньора де Аточа, для собора в Севилье (1657). Самая известная картина живописца, созданная вскоре после возвращения из Италии, — Триумф св. Эрменгильда (1654, Мадрид, Прадо). По свидетельству художника и историка искусств А. Паломино, Эррера, не отличавшийся скромностью, заявил, что это произведение надо водружать под звуки труб и звон литавр. Трудно судить, почему художник обратился к образу именно св. Эрменгильда, которому ранее его знаменитый отец посвятил вполне традиционную и не лучшую свою картину. Было ли это своего рода вызовом, брошенным родительской славе, или просто обусловлено условиями заказа? Крупное полотно для мадридского монастыря босоногих кармелитов призвано прославить торжество католицизма. Эрменгильд — лицо историческое, сын вестготского короля Лунвигильда, вел с ним гражданскую войну на почве религиозной борьбы католиков и ариан, был умерщвлен, отказавшись принять арианство. В эффектной композиции Эрреры святой с крестом в руке возносится на небеса, увенчанный ангелами, короной мученика. Повержены враги — царственный отец и епископ-арианец с опрокинутой чашей для крещения. Картина Эрреры с ее сияющими звучными красками принадлежит к лучшим (и редким) в Испании XVII в. образцам барочной живописи. Многие из работ художника не сохранились. Интересны его акварели — эскизы для постановок в придворном театре Мадрида. Назначенный архитектором дворцовых работ Эррера Младший отошел от живописи. Ему принадлежит проект грандиозной церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе — выдающегося памятника раннего испанского барокко.

Лит.: Angulo Jniguez, D. Herrera el Mozo y el Alcazar de Madrid — Archivo Espanol de Arte, 1972; Perez Sanchez Alfonso E. Carreno, Rizzi, Herera y la pintura madrilena de su tiempo. Madrid, 1986; Perez Sanchez Alfonso E. Pintura Barroca en Espana 1600—1750. Madrid, 1992.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me