Шадов, Иоганн Готфрид фон

(Schadow, Johann Gottfried von)

1764, Берлин — 1850, Берлин.

Немецкий скульптор, рисовальщик, гравер. Крупный мастер неоклассицизма. Ученик бельгийского скульптора Ж. П. А. Тассара в Академии художеств Берлина. В 1795—1797 работал в Риме, где сблизился с Кановой; посещал Французскую академию; в 1786 победил на конкурсе Балестры на Капитолии вместе с В. Пачетти; в 1787 побывал во Флоренции. С 1788 работал в Берлине, где стал "первым скульптором короля". И. Г. фон Шадов прославился как портретист. Созданные им портретные бюсты писателей К. М. Виланда (1795), И. В. Гёте (1808, оба — Берлин, Нац. галерея), Г. Ф. Клопштока (1808, Регенсбург, Валгалла), актера А. В. Ифланда (1803—1807, Мюнхен, Новая пинакотека), архитектора Ф. Гилли (1800—1801, Берлин, Академия художеств) являются выдающимися произведениями портретной пластики кон. XVIII — нач. XIX в. Блестящим реалистом Шадов проявил себя и в официальных портретах (Вильгельм II Прусский, 1792, Берлин, Нац. галерея; Фридрих II Прусский, 1807, Магдебург, Музей; Кронпринц Фридрих Вильгельм III Прусский, 1797, Берлин, дворец Шарлоттенбург). Скульптура Принцессы Луиза и Фредерика Прусские (1796—1797, Берлин, Нац. галерея) стали одним из первых парных портретов, которые будут распространены в эпоху романтизма. Шадову удалось передать два характера, два темперамента, наделив каждую модель яркой образностью. Блестящее пластическое мастерство Шадова проявилось и в портретном бюсте принцессы Фредерики Прусской (1795, Берлин, Нац. галерея). Работал также в области мемориальной скульптуры (надгробие принцессы Луизы Прусской, 1797, Берлин, Гор. музей). Как и все мастера неоклассицизма, создавал произведения на мифологические сюжеты (Вакх и Ариадна, 1791—1794, Гамбург, Кунстхалле; Спящий Амур, 1798, Берлин, Нац. галерея). В его известных произведениях Танцовщица (1822, Берлин, Нац. галерея), Купальщица (ок. 1783—1785), Лежащая девушка (1826, обе — Дюссельдорф, Художественный музей) натурность явно довлеет над идеализацией, нарушая их необходимый баланс и предвосхищая завоевания пластики "века реализма". Эти же черты присущи рисункам скульптора, например, его образам известных итальянских танцовщиков Сальваторе и Марии Вигано. Зарисовки их выступлений в Берлине и Дрездене были сделаны И. Г. фон Шадовым с натуры, в них передана яркая характерность образов самих исполнителей. Учениками скульптора были талантливые мастера: Р. фон Шадов, Ф. Хагеман, К. В. Тик, К. Д. Раух. И. Г. фон Шадов является автором брошюры Мастерская скульптора (1802), в которой он рассказал о своем творчестве и о методе скульптора-неоклассициста.

Лит.: J. G. Schadow, 1764—1850. Bildwerke und Zeichnungen. Ausstellung. October, 1964 — Marz, 1965. Berlin, 1965; Schadow J. G. Kunstwerke und Kunstansichten / Hrsg. von G. Eckardt. Berlin, 1987; Johann Gottfried Schadow und die Kunst seiner Zeit / Hrsg. von B. Maaz. Dusseldorf, 1994.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me