Шагал, Марк Захарович

(Chagall, Marc)

1887, Лиозно, близ Витебска — 1985, Сен-Поль-де-Ванс.

Русский и французский художник. Учился в Санкт-Петербурге, в школе Общества поощрения художеств, которой руководил Н. К. Рерих (1907), затем в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста (1908—1910). Ранние портреты, сцены провинциального быта написаны в примитивистской манере (Свадьба, 1909, частное собрание; Рождение, 1910, Цюрих, Кунстхауз). В 1910—1914 Шагал жил в Париже, где включился в среду литературного и художественного авангарда, сдружился с Ф. Леже, Б. Сандраром, Г. Аполлинером, Р. Делоне. Цвет его живописи становится более насыщенным, активным; художник осваивает приемы кубизма, прибегает к смелым деформациям и символике (В честь Аполлинера, 1911—1912, Эйндховен, Гор. музей Ван Аббе; Адам и Ева <�Искушение>, 1912, Сент-Луис, Художественный музей). В тематике парижских картин доминируют ностальгические воспоминания о родных местах, о жизненном укладе окраинной России (Солдат пьет, 1911—1912, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; О России, ослах и других, ок. 1911—1912, Париж, Нац. музей современного искусства). В программной картине Я и деревня (1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства) разномасштабные изображения людей, животных, растений, домов объединяются ритмом сфер и круговых вращений, являя нерасторжимую связь всех земных тварей и созданий. На становление образного мира Шагала значительное влияние оказало учение хасидов — мистическое течение иудаизма, распространенное в Восточной Европе. Хасиды верили, что Бог присутствует в обыденных вещах и явлениях, облекали свои проповеди в форму притчи, использовали в ритуале танцы и музыку. Однако не меньшее значение для Шагала имела русская культура во всем диапазоне ее проявлений, а затем и культура французская. Напластование различных культур определило космополитический универсализм художественного мышления Шагала. Начало Первой мировой войны, заставшее художника в Берлине, побудило его вернуться в Россию. В 1915 он женился на Белле Розенфельд, которая стала его излюбленной моделью и главным персонажем картин с парящими, взлетающими в небеса влюбленными (День рождения, 1915, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Прогулка, 1917, Санкт-Петербург, Гос. Русский музей; Над городом, 1917, Москва, Гос. Третьяковская галерея). После Октябрьской революции Шагал активно включился в организационную и педагогическую деятельность. Был назначен комиссаром искусств в Витебске, где открыл музей, Народное художественное училище (1918), оформлял празднества, посвященные первой годовщине революции. Переехав в Москву в 1920, сотрудничал с Еврейским камерным театром, создал для его оформления 7 больших монументальных панно (ныне — Москва, Гос. Третьяковская галерея). В 1922 навсегда покинул Россию, отправившись сначала в Берлин, а затем в Париж (1923). К этому времени сложился поэтический мир Шагала, в котором сливаются реальность и мечта, архетипы фольклора и персональные переживания художника, приметы частного быта и универсальные символы человеческого существования. Рутинная жизнь захолустного городка, глухой деревни приобретает под кистью художника черты преображенного, очарованного мира. Покосившиеся домишки, кривые улочки и дворики служат прибежищем людям и кротким домашним животным. В качающихся, изгибающихся пространствах предметы, увиденные под разными углами, сползают со своих мест и зависают в невесомости; человеческие фигуры взмывают вверх и плывут, как в сновидении. Сферические пространства, лишенные силы гравитации, символизируют обитель мира, в лоне которой живые существа сливаются в братском единстве (Крестьянская жизнь, 1925, Буффало, галерея Олбрайт-Нокс; Петух, 1929, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса). Во Франции колорит Шагала просветляется, смягчается контур. Праздничное мироощущение преобладает в полотнах, изображающих скрипачей, акробатов и комедиантов, парящих среди цветов влюбленных (Зеленый скрипач, 1923—1924, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Акробаты, 1926, частное собрание; Новобрачные у Эйфелевой башни, 1928, частное собрание; Влюбленные в сирени, 1930, Нью-Йорк, частное собрание; Акробатка, 1930, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1920-х Шагал выполнил несколько больших графических циклов. Приступив к работе над иллюстрациями к Библии, он посетил в 1931 Тель-Авив, библейские места Сирии, Палестины и Египта. Приход нацистов к власти в Германии, распространенность антисемитизма в других странах побуждают художника к размышлениям о трагических судьбах еврейского народа (Одиночество, 1933, Тель-Авив, Музей; Белое распятие, 1938, Чикаго, Институт искусств). В 1941—1948 Шагал жил в США. Потрясенный известиями о событиях войны в Европе, о захвате немцами территорий России, он пишет картины, проникнутые глубоким трагизмом, — Искушение (1943, частное собрание), При крике петуха (1944, частное собрание), Падение ангела (1923—1947, Базель, Кунстхалле). В них прежде гармоничный мир художника предстает в огне пожарищ и гибельных разрушений; типичные мотивы его живописи дополняются евангельскими и ветхозаветными образами, символами иудаизма и христианства. Вернувшись во Францию после окончания войны, Шагал в 1950 поселился в Вансе. В его поздней живописи трагические темы чередуются с проникновенной лирикой. В серии 1950-х, посвященной Парижу, ангелоподобные фигуры витают над городом, пронизанным голубым свечением (Мосты Сены, 1954, Гамбург, Кунстхауз; Марсово поле, 1954—1955, Эссен, Музей Фолькванг). Посетив Грецию в 1952 и 1954, художник обогатил свой тематический репертуар сюжетами античных мифов (Падение Икара, 1975, Париж, Нац. музей современного искусства; Миф об Орфее, 1977, частное собрание). Шагал выполнил большое количество монументальных работ: настенная живопись в фойе театра во Франкфурте (1959), в Метрополитен-опере в Нью-Йорке (1965), роспись плафона Парижской оперы (1964), витражи для собора в Меце (1958), для синагоги Иерусалимского университета (1962), для здания ООН в Нью-Йорке (1964), для собора Фрауенмюнстер в Цюрихе (1970), для Реймсского собора (1974) и церкви Св. Стефана в Майнце (1978), для церкви Всех святых в графстве Кент (1978), мозаики и росписи для здания парламента в Иерусалиме (1966), мозаики для университета и музея в Ницце (1968, 1971), для Первого национального банка в Чикаго (1974). Присущее Шагалу мышление архетипическими символами с особой убедительностью раскрылось в монументальных работах, включенных в светские архитектурные комплексы, в религиозные сооружения различных конфессий. В 1973 в Ницце был открыт Национальный музей "Библейское послание Марка Шагала". Художник много работал в печатной графике, керамике, занимался оформлением театральных спектаклей, а также литературным творчеством.

Лит.: Марк Шагал. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма. М., 1989; Марк Шагал. Моя жизнь. М., 1994; Марк Шагал: К 100-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1987; Каменский А. А., Сарабьянов Д. В. Шагал. Портрет художника. М., 1995; Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. М., 1995; Venturi L. Chagall. Geneve, 1956; Meyer F. Chagall. Life and Work. New York, 1973; Haftmann W. Chagall. New York, 1974.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Шагал, Марк Захарович — Шагал, Марк Захарович (Chagall). Род. 1887, ум. 1985. Живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Учился в школе Петербургского общества поощрения художеств (1907—1908), в частной студии С. М. Зейденберга (1908), в школе Е. Н. Званцевой (у... Большая биографическая энциклопедия