Филиппо делла Валле

(Filippo della Valle)

1698, Флоренция — 1770, Рим.

Итальянский скульптор. Мастер переходной эпохи от позднего барокко к неоклассицизму. Во Флоренции учился у своего дяди по материнской линии, известного скульптора Дж. Б. Фоджини, придворного мастера герцога Козимо III Медичи. В Риме с 1725 — у К. Рускони, друга Фоджини. В 1725 принял участие в Климентинском конкурсе в Академии Св. Луки и за рельеф Иосиф, король иудейский, жертвует деньги на храм получил первую премию вместе с П. Браччи. С 1730 член Академии Св. Луки, в 1732—1753 и 1760—1761 ее президент. В 1747, 1757, 1762 избирался также регентом конгрегации "Виртуозы Пантеона". Был членом Академии Аркадия под именем Прассино Афинский. Покровительство уроженца Тосканы, кардинала Лоренцо Корсини, ставшего папой Климентом XII, благоприятно сказалось на карьере Филиппо делла Валле в Риме, часто работал в содружестве с тосканским архитектором А. Галилеи. Крупной совместной работой явилось украшение капеллы Корсини в римской базилике Сан Джованни ин Латерано. Для капеллы Корсини, декор которой создавался по проекту А. Галилеи, делла Валле исполнил статую Умеренность (1732—1734), ставшую шедевром римской пластики 1-й пол. XVIII в. Рядом с 9 другими статуями капеллы Корсини, исполненными К. Рускони, А. Корнаккини и другими менее видными мастерами, работа Филиппо делла Валле отличается особой грациозностью, легким кьяроскуро, изяществом, заставляющим вспомнить манеру Фоджини. В сер. 1730-х значительным произведением делла Валле явился и рельеф Молитва св. Иоанна на фасаде церкви Сан Джованни деи Фьорентини, исполненной в ранней "живописной" манере скульптора. Для центрального портала этой церкви были выполнены статуи Религия и Справедливость. В совершенно ином стиле, предвосхищающем пластику неоклассицизма, исполнен поздний рельеф Встреча Девы Марии и Елизаветы (1748, Сиена, капелла Киджи). Спокойные изгибы и четкие линии прорисовки фигур, строгое композиционное построение невысокого рельефа свидетельствуют о влиянии неоклассицизма. Черты новой стилистики сочетаются с барочной "живописностью" в рельефе Благовещение (1750, Рим, алтарь церкви Сан Иньяцио). В надгробии папы Иннокентия XII (1746) в соборе Св. Петра, исполненном по проекту архитектора Ф. Фуга, Филиппо делла Валле продолжил традиции барочных надгробных памятников Рима, заложенные Дж. Л. Бернини и развитые К. Рускони. Фигура сидящего папы доминирует над барочным саркофагом, который с двух сторон фланкируют фигуры Милосердия и Справедливости, застывшие в S-образных изгибах. Для собора Св. Петра были еще исполнены статуи Св. Иоанн (1745) и Св. Троица (1754). Для фонтана Треви в Риме Филиппо делла Валле создал статуи Плодородие и Целебность (1732—1751), расположенные рядом со статуей Океан П. Браччи. Работал также для римских церквей Санта Мария Маджоре, Сан Джованни ди Дио, Санти Апостоли; изготовлял на заказ копии с произведений античной скульптуры (для палаццо делла Консулта Ф. Фуга и коллекционеров), исполнял маленькие статуэтки. Терракотовая статуэтка Никколо Альбергати (1740, Лос-Анджелес, Музей искусств) была выполнена по заказу папы Бенедикта XIV, который хотел канонизировать этого кардинала, епископа Болоньи, и установить его статую в лоджии или на фасаде церкви Сан Джованни ин Латерано, т. к. Альбергати был архиепископом латеранской базилики в 1-й пол. XV в. Терракоты делла Валле по манере исполнения близки К. Рускони, но отличаются большей грацией движения и легкостью пропорций. Филиппо делла Валле работал также в жанре портрета, создав тип бюста, в котором черты барочной "живописности" в обработке мрамора сочетаются со строгой композицией.

Лит.: Minor V. Filippo della Valle’s Tomb of Innocent XII. Death and Decoration // Gazette des Beaux-Arts. 1988. Oct. Vol. 132. № 1437. P. 133—140.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me