Сан Леокадо, Пабло де

(San Leocado, Pablo de), наст. имя Паоло да Сан Леокадио (Paolo da San Leocadio)

1447, Реджио Эмилия — ок. 1520, Валенсия.

Итальянский художник, живший и работавший в Испании. Оказал решающее влияние на становление Возрождения в Испании, осуществив переход в валенсийской живописной школе к стилю кватроченто. Но его творчество и жизнь все еще недостаточно изучены. Родился он в небольшом поселении близ города Реджио в Эмилии. Учился у представителя ферраро-падуанской школы Эрколе Роберти и во многом повторил художественный путь этого мастера. Принадлежность к феррарской школе сыграла решающую роль в ассимиляции его стиля в Испании, так как феррарская живопись в полной мере сочетала в себе черты классического Ренессанса и северного натурализма, уже укоренившегося в Испании. Но итальянские работы самого Пабло де Сан Леокадо не сохранились, как не сохранились и биографические сведения о жизни мастера вплоть до его приезда в Испанию. Видимо, он был достаточно известен, чтобы обратить на себя внимание кардинала Родриго де Борха (Борджиа), будущего папы Александра VI. В 1472 кардинал Родриго Борджиа вернулся в Валенсию после поездки в Италию и пригласил с собой трех мастеров — Пабло де Сан Леокадо, Франческо Пагано и мастера Рикарда (сведений о последних двух художниках не сохранилось) — для росписи собора. И в том же году капитул собора заключил с этими тремя художниками контракт на роспись в новой для Испании технике фрески зала капитулов и сердокрестия в соборе. К сожалению, роспись практически не сохранилась. О стиле Пабло де Сан Леокадо того времени можно судить только по двум, наиболее ранним из сохранившихся, его работам: Мадонна с Младенцем и святыми (Лондон, Нац. галерея) и Мадонна кавалера ордена Монтесы (Мадрид, Прадо). В стилистике этих работ прослеживается близость к мадоннам Козимо Тура, но Пабло смягчает контуры, архитектурные детали и изображения Младенца в обеих картинах немного напоминают "каменную" живопись Мантеньи. Вместе с тем присутствуют в работах и нидерландские черты: обилие деталей, замкнутое пространство, вздыбленная плоскость земли или пола. Но умиротворенные образы итальянского Ренессанса не отвечали в полной мере религиозному настрою испанских заказчиков. Очень скоро у Пабло стал меняться не столько стиль, сколько образный строй картин. Лица поменяли свои очертания на более испанские, менялся и эмоциональный настрой. Примером тому являются две парные доски (возможно, части одного алтаря) — Долороса и Спаситель (Мадрид, Прадо). Более поздние его работы, такие как Пьета (Валенсия, собрание Серра Белда), Христос на кресте (Валенсия, Коллегия Корпус Кристи) и Христос, несущий крест (Гандия, собрание Санс и Форес), наполнены уже не экспрессией, а экстатичностью, предсказывающей работы Луиса Моралеса. До самого конца своей жизни мастер выполнял очень крупные заказы, которые снискали ему славу по всему Валенсийскому королевству. И хотя после прибытия в Валенсию таких мастеров, как Фернандо Льянос и Фернандо Яньес, его стиль уже казался устаревшим, все же он еще пользовался большой популярностью у ряда заказчиков благодаря своей утонченности, эмоциональности и колористическому богатству. За годы работы в Испании Пабло оказал воздействие на очень многих мастеров. Именно его приезд в Валенсию способствовал тому, что в 1-й пол. XVI в. валенсийская живописная школа стала самой передовой в Испании.

Лит.: Соловьева Е. И. К вопросу о творчестве Пабло де Сан Леокадио и его влиянии на валенсийскую живопись конца XV — начала XVI в. // Труды Государственного Эрмитажа, 2000. Т. XXIX; Orellana M. A. Biografica pictorica valentina. Madrid, 1930; Angulo. D. Pintura del Renacimiento. Madrid, 1954; Brown J. Painting in Spain 1500—1700. Yale University press, 1998; Post Ch. A History of Spanish Painting. Cambridge. Vol. VI, X.

А. Степина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me