Самостшельник, Станислав

(Samostrzelnik, Stanislaw)

Ок. 1485, Краков — 1541, Могилянский монастырь близ Кракова.

Польский живописец, миниатюрист периода Возрождения. Монах цистерцианского ордена, капеллан и придворный художник канцлера К. Шидловецкого (1511—1530). Побывал вместе с ним в Венгрии (1514) и Австрии (1515), где испытал воздействие искусства Ренессанса. Руководил мастерской миниатюры в Кракове. Помимо нескольких циклов книжных миниатюр (Молитвенник короля Сигизмунда I, 1524, Лондон, Британский музей; Молитвенник королевы Боны, 1527, Оксфорд, библиотека Бодли; Генеалогическая книга семьи Шидловецких, 1530—1532, Курник, библиотека польской Академии наук; Жизнеописание епископов Гнезненских, нач. 1530-х, Варшава, Нац. библиотека) им исполнены также росписи церкви и библиотеки Могилянского монастыря (1537—1538, ныне в Кракове). На основании стилистического анализа Самостшельнику приписывают и один из первых станковых портретов в польском искусстве — епископа Петра Томицкого (ок. 1530, Краков, францисканский монастырь). В отличие от миниатюристов предшествующего периода, в произведениях которых преобладал интерес к бытовым сценам, Самостшельник обращается к портрету. В Генеалогической книге семьи Шидловецких на 12 отдельных листах изображены члены этой семьи. Фигуры представлены в рост, в величавых и спокойных позах, что сообщает портретам известную монументальность. Колористическая гамма миниатюр строится на сочетании золота и красного цвета. Особенно изысканно разработана эта гамма в украшении титульного листа Жизнеописания епископов Гнезненских, исполненного по заказу видного краковского гуманиста, епископа Петра Томицкого. Здесь дана целая портретная группа. Король Сигизмунд и несколько высших сановников церкви представлены в златотканых одеждах различных оттенков розового, красного и зеленого тонов на фоне ярко-голубого неба. Свойственный искусству Ренессанса интерес к человеческой личности сказался в обращении к портретному жанру в станковом искусстве. Именно во время работы Самостшельника во францисканском монастыре Кракова, там создается своеобразная галерея портретов выдающихся деятелей церкви. Среди них одним из первых было изображение покровителя художника, Петра Томицкого, портрет которого исполнен темперой на дереве. Черты ренессансного искусства здесь выявлены еще более ярко, чем в миниатюрах художника. Епископ представлен в полный рост, несколько превышающий натуральную величину. На нем роскошное парадное облачение, в руках посох и книга. Образ полон величия и достоинства, что подчеркнуто пышным ренессансным арочным обрамлением. Пластическая лепка лица, объемность и телесная весомость фигуры, а также более свободное ее расположение в пространстве свидетельствуют о дальнейшем овладении мастером принципами ренессансного искусства.

Лит.: Kozakiewicz H. und S. Die Renaissance in Polen. Warschau, 1976.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me