Санчес Коэльо, Алонсо

(Sanchez Coello, Alonso)

Ок. 1531, Бенифайро, Валенсия — 1588, Мадрид.

Испанский живописец. Юность провел в Португалии, у своего деда, уехавшего в молодости в эту страну. Был приближен ко двору португальского короля Жоана III, пославшего его учиться в Нидерланды, где в Брюсселе он стал учеником А. Мора, с которым еще раньше мог встретиться в Лиссабоне. В 1555 переехал в Испанию, и судьба его как придворного живописца до конца дней была связана с испанским королевским домом; в 1560 получил почетное звание личного художника короля Филиппа II, чрезвычайно к нему благоволившего и часто посещавшего его мастерскую, которая находилась во дворце — мадридском Алькасаре. Санчес Коэльо жил на широкую ногу, в его богатом доме в Мадриде хранилась прекрасная коллекция произведений искусства. Писал многочисленные картины на религиозные сюжеты, в т. ч. 8 больших изображений святых в драгоценных одеяниях с традиционными атрибутами для алтаря собора в Эскориале (1580—1583), полотна Мученичества св. Хусто и св. Пастора (1583, Эскориал, Музей), Св. Себастьян, св. Франциск и св. Бернард (1582), Мистическое обручение св. Екатерины (1678, обе — Мадрид, Прадо), однако, будучи по призванию прирожденным портретистом, усвоив уроки А. Мора, вдохновленный искусством Тициана, с произведениями которого он познакомился в Испании, формируясь в общем русле позднеманьеристического направления европейского портрета, Санчес Коэльо вошел в историю испанской живописи прежде всего как глава школы сословного аристократического портрета. Созданный им тип портрета (единственного в Испании светского жанра, развитие которого поощрялось) подчинялся изобразительным канонам, отвечавшим строгим нормам придворного этикета; его непременная особенность — скованность поз стоящих во весь рост или представленных поколенно статичных фигур, выражение холодного достоинства на холеных лицах, однообразие жестов, аксессуаров, великолепие костюмов и их драгоценных украшений. Следуя парадной схеме, требованиям возвеличения и идеализации, художник вместе с тем подчеркивал портретную достоверность модели, ее подчас житейскую заурядность, сохраняя при этом замкнутость образа, как бы отделенного от зрителя невидимой дистанцией. Сочетание этих полярных качеств составило своеобразие испанских парадных портретов XVI в., превратило их в бесценные художественные документы эпохи. Произведения Санчеса Коэльо привлекают жизненной правдой, объективной точностью сходства, обогащенной под воздействием Тициана более свободной, мягкой и изысканной, чем в портретах А. Мора, живописной манерой. Стремление в рамках ограниченных композиционных возможностей к передаче пространства интерьера, в котором помещены фигуры, проявлялось в изображении скупых деталей обстановки (например, кресла сложного силуэта), комнаты с мотивом сходящихся углом стен, но очевиднее всего — в живописном фоне, написанном в светлых серебристо-желтоватых тонах. С непревзойденным, словно филигранным мастерством Санчес Коэльо и его ученики передавали мельчайшие детали придворного костюма: узорчатые парчовые и атласные ткани, жесткие кружевные воротники, вышивки, жемчуг, сверкающие самоцветы. При тщательности исполнения портреты обладают живописным единством. Санчес Коэльо оставил портретную галерею своих современников: Филиппа II, его жен Изабеллы Валуа и Анны Австрийской, принцев и принцесс, австрийских эрцгерцогов Рудольфа и Эрнеста (1567, 1568, Лондон, Хемптон-Корт), Венцеслава Австрийского (1577, Прага, Нац. галерея), грозного герцога Альбы (1567, Саламанка, дворец Монтерей), вельмож (Алессандро Фарнезе, 1561, Дублин, Нац. галерея). Художник обращался к изображению придворных шутов и карликов (Инфанта Клара Евгения с карлицей Маргаритой Руис, ок. 1585—1888, Мадрид, Прадо); портреты шутов, украшавших лестницу мадридского Алькасара, погибли при пожаре дворца в XVIII в. Особенно удавались мастеру женские и детские портреты, в которых ощущается человеческая теплота. Детские портреты — первые в истории испанской живописи — созданы в традиции того же придворного канона (Инфанты Изабелла Клара Евгения и Катарина Микаэла, ок. 1568—1569, Мадрид, монастырь Дескальсас Реалес; ок. 1571, Мадрид, Прадо); женские портреты отличаются живописной красотой. На изысканном сочетании белого и серебристо-серого построен портрет молодой белокурой Анны Австрийской в роскошном атласном платье (1571, Вена, Музей истории искусства; 1576, Мадрид, Музей Л. Гальдиано). Одно из прекрасных произведений — портрет 13-летней инфанты Изабеллы Клары Евгении (ок. 1579, Мадрид, Прадо), в котором угадывается сильный характер будущей правительницы Нидерландов, выдержан в бледно-золотистой гамме, фон с тонкими градациями цвета создает впечатление пространственной глубины. Многочисленные портреты, связанные с именем Санчеса Коэльо, повторялись в репликах и копиях, посылаемых к европейским дворам. Установление точного авторства мастера подчас затруднено, вызывает немало научных споров. Так, самый известный портрет Филиппа II (1575, Мадрид, Прадо) в настоящее время некоторыми исследователями приписывается кисти итальянской художницы Софонисбы Ангисшолы, находившейся под влиянием Санчеса Коэльо и несколько лет работавшей при испанском дворе. Новая атрибуция, основанная на ряде внешних приемов, не соответствует, однако, тому высокому художественному уровню, которым обладал испанский мастер. Искусство Санчеса Коэльо, сочетавшее памятно-представительную функцию портрета с правдивым, непредвзятым чувством натуры, определило характер парадного сословного изображения в творчестве испанских и португальских живописцев XVI в. и получило усложненное претворение в испанской живописи последующего столетия.

Лит.: Rablot-Delondre L. Portraits l’infantes. Paris, 1913; San Roman F. B. Alonso Sanchez Coello. Lisboa, 1938; Breuer-Hermann S. Alonso Sanchez Coello y el retrato en la corte de Felioppe II. Junio-Julio. Museo del Prado. Madrid, 1990.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me