Санчес Котан, Хуан

(Sanchez Cotan, Juan)

1561, Оргас, близ Толедо — 1627, Гранада.

Испанский живописец. Учился в Толедо у художника Блас дель Прадо, известного своими натюрмортами (не сохранились). До 1603 жил в Толедо, с 1604 — в Гранаде, где принял монашество ордена картезианцев; совершил поездку в Мадрид. Творческая деятельность проявилась наиболее активно в период между 1615—1617, когда для монастыря картезианцев в Гранаде он создал картины, посвященные истории ордена и его известным деятелям. В наследии художника религиозные композиции, следовавшие архаизирующей традиции позднего маньеризма мастеров Эскориала и вместе с тем отмеченные простодушной и наивной набожностью (Мадонна с Младенцем, Непорочное зачатие, обе — Гранада, Музей изящных искусств), имели второстепенное значение. В историю европейской живописи XVII в. Санчес Котан вошел как создатель особого типа испанского натюрморта, называемого "бодегон" (исп. bodegon — харчевня, съестная лавка), включавшего также фигуры торговцев, кухарок, сцены завтраков. Картины Санчеса Котана, написанные в первые годы XVII в. в жанре собственно натюрморта, известны современной науке всего несколькими образцами (1602, Мадрид, Прадо; 1602, Калифорния, Сан-Диего, Музей; Цюрих, частное собрание; Гранада, Музей изящных искусств). Небольшой набор изолированных друг от друга пластически осязательных предметов, иногда подвешенных на тонких веревках и словно выталкиваемых фоном — черным провалом окна, резкие контрасты света и тени, крупные пятна цвета свидетельствуют о претворении традиций караваджизма. Яркая национальная самобытность испанского мастера воплощена в подчеркнутой непритязательности представленных предметов народного обихода (чаще всего это овощи и фрукты — айва, капуста, дыня, огурец, ветка лимонов, тыква, горстка моркови, связка дичи), в аскетически суровом изобразительном строе; принцип монотонной и, казалось бы, элементарной рядоположенности соседствует с точным ощущением пластической формы, равновесия, ритма, продуманности композиции. Каждый предмет вполне реален, даже прозаичен и вместе с тем своеобразно героизирован, монументален, недаром натюрморты Санчеса Котана порождают впечатление некой художественной гиперболы. Тип "бодегона", созданный Санчес Котаном, получил дальнейшее развитие в творчестве Сурбарана, Веласкеса и других мастеров испанской живописи XVII в.

Лит.: Bergstrom J. Maestros espanoles de bodegones del siglo XVII. Madrid, 1970; Torres Martin R. La naturaleza muerte en la pintura espanola. Barselona, 1971; Perez Sanchez A. E. Caravaggio y el naturalismo espanol. Catalogo de la Exposition. Sevilla, 1973.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me