Росселино, Бернардо

(Rossellino, Bernardo)

1409, Сеттиньяно, близ Флоренции — 1464, Флоренция.

Итальянский скульптор и архитектор. Рано осиротевший, воспитал и обучил мастерству скульптора четырех младших братьев, среди которых самым одаренным был Антонио Росселино. Работал во Флоренции, Риме (1430-е), Ареццо (1434), Пиенце (1460—1462). Как архитектор руководил постройкой палаццо Руччелаи во Флоренции (ок. 1446—1451), проект для которого сделал Альберти. Б. Росселино-архитектору принадлежит и единственный в Италии XV в. новый архитектурный ансамбль — застройка центральной городской площади Пиенцы (1460—1462), в течение нескольких лет исполнял обязанности capomaestro — главного архитектора собора во Флоренции. Скульптурное наследие Бернардо Росселино невелико по объему, но занимает важное место в истории флорентийской скульптуры XV в. Самой его значительной работой является надгробие видного итальянского гуманиста, канцлера Флорентийской республики Леонардо Бруни (ок. 1445—1450, Флоренция, церковь Санта Кроче). Новый, ренессансный тип пристенного надгробия был разработан еще Донателло, в воздвигнутом им в 1420-х надгробии антипапы Иоанна XIII. Но классический тип ренессансного надгробия представляет памятник Леонардо Бруни. Надгробие флорентийского канцлера величественно, гармонично, полно торжественности и спокойствия. Прямоугольный саркофаг с прахом канцлера украшает надпись на латыни: "Когда Леонардо ушел из жизни, История оделась в траур, Красноречие умолкло, а обе музы — латинская и греческая, не смогли сдержать слез". Сам усопший возлежит над саркофагом, на ложе, обратив к нам спокойное немолодое лицо и прижимая к груди своей главный труд — Историю Флоренции. Надгробие заключено в строгое и величественное архитектурное обрамление с двумя большими пилястрами, поддерживающими величественную арку с рельефами, изображающими Мадонну с Младенцем и двумя ангелами. Арку увенчивают фигуры двух крылатых путти, поддерживающих герб семьи Бруни. Поразительна гармония, связывающая воедино в надгробии Бруни все эти разнородные элементы, ясность и строгость композиции, сдержанность цветовой гаммы, в которой белому мрамору аккомпанирует зеленый и розово-красный. Надгробие Леонардо Бруни осталось главной работой Бернардо Росселино-скульптора и оказало большое влияние на развитие этого типа надгробного монумента во Флоренции. Среди других немногочисленных его работ выделяется прекрасная скульптурная группа Благовещение (начата в 1444, Эмполи, Колледжата, Музей) с полными одухотворенности, поэтичности, пластической красоты фигурами Марии и архангела Гавриила.

Лит.: Смирнова И. А. Искусство Италии XIII—XV вв. М., 1987; Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс. М., 1977. Т. II; Seymour Ch. Sculpture in Italy. 1400 to 1500. Baltimore, 1968.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me