Росселино, Антонио

(Rossellino, Antonio)

1427, Флоренция — 1479, Флоренция.

Итальянский скульптор. Младший брат и ученик скульптора Бернардо Росселино. Работал во Флоренции, Эмполи, Фаэнце, Венеции, возможно в Неаполе. Один из ведущих мастеров Флоренции 2-й пол. XV в. С его именем связывают статую св. Себастьяна (Эмполи, Колледжата) — одно из лучших изображений обнаженного мужского тела в скульптуре XV в., надгробие Сан Савино в соборе города Фаэнцы, монумент Роварелло в Ферраре (церковь Сан Джордано), алтарь в капелле Иоанна Крестителя церкви Сан Джоббе (Венеция). Самой значительной работой Антонио Росселино является капелла и надгробие кардинала Португальского (1461—1466, Флоренция, церковь Сан Миньято аль Монте). Молодой кардинал Хаиме Португальский, принадлежавший к королевской семье Португалии, скончался в возрасте 25 лет в 1459 и в завещании просил похоронить его во флорентийской церкви Сан Миньято аль Монте. По-видимому, первоначально предполагалось поручить эту работу Дезидерио да Сеттиньято, которому была передана посмертная маска, снятая с лица кардинала. Однако уже в 1461 А. Росселино начал работу над монументом, подписав контракт в декабре этого года. В сентябре 1466 все работы в капелле были завершены, и она была освящена. Общее решение композиции монумента с надгробием в неглубокой нише с арочным завершением, по-видимому, навеяно надгробием Карло Марсуппини работы Дезидерио да Сеттиньяно (ок. 1455—1458, Флоренция, церковь Санта Кроче), но Росселино предпочел не столь сильно акцентировать арку, чтобы подчеркнуть выразительность самого монумента. Хотя жанр монументального надгробия был достаточно широко распространен в Италии XV в., и ему отдавали дань почти все ведущие мастера этого времени, даже на фоне их творений надгробие кардинала Португальского выделяется своим гармоничным строем. Ритм арки, осененной треугольным навершием, повторяется в рисунке, объединяющем заключенную в круглое обрамление полуфигуру Мадонны с Младенцем, очертании фигур скорбящих ангелов, и очерченном плавной дугой покрова на смертном ложе. Этот ритм подчеркивает ясность и спокойствие еще не тронутого тлением молодого лица усопшего, повторяется в гирлянде, украшающей постамент. Сочетание белого каррарского и цветного мрамора придает этой гробнице особое великолепие. В кон. 1470—1480-х основные мотивы этого монумента были повторены в надгробии Марии Арагонской, выполненном, по-видимому, скульпторами, ранее работавшими с Антонио Росселино (Неаполь, церковь Сант Анна деи Ломбарди, капелла Пикколомини).

Лит.: Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV веков. М., 1987; Gottschalk H. Antonio Rossellino. Berlin, 1930; Planiscig L. Bernardo und Antonio Rossellino. Wien, 1942; Harrt F., Corti G., Kennedy C. The Chapel of the Cardinal of Portugal (1434—1459) at San Miniato in Florence. Philadelphia, 1964.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me