Мишель, Жорж

(Michel, Georges)

1763, Париж — 1843, Париж.

Французский живописец, пейзажист, предшественник художников барбизонской школы пейзажа. Происходил из семьи со скромным достатком, начальное образование получил под руководством священника, жившего в окрестностях Сен-Дени. В 1775 поступает учеником к живописцу Ледюку, писавшему картины исторического жанра, учился также у А. Тоне. В 1783 был приглашен в Нормандию, где зарабатывал уроками рисования. Побывал в Германии, Швейцарии (1789). В Париже знакомый продавец картин Лебрен разрешил Мишелю копировать произведения голландских пейзажистов; с увлечением копирует в Лувре работы Рейсдала, Хоббемы и др. Высказывалось предположение, что в период империи ему была поручена реставрация полотен голландских и фламандских художников в Лувре. Наряду с этим Мишель начинает работать в окрестностях Парижа над небольшими этюдами с натуры и на их основе пишет в мастерской картины, став одним из первых французских художников, сделавших пейзаж родной страны главной темой своего искусства. Мишель не стремился к красотам дальних земель и признавался, что для вдохновения ему достаточно пейзажа "в четыре лье" вокруг Парижа. Художник никогда не подписывал свои картины и редко проставлял даты их создания, поэтому точная датировка пейзажей затруднена. Исследователи различают три основных периода в его творчестве, для которых характерны те или иные художественные особенности. Ранний период, до 1808, когда Мишель писал картины в духе голландских шедевров XVII—XVIII вв., оживляя пейзаж фигурками людей и животных (У водопоя, 1794—1795, Нант, Музей изящных искусств; В лесу, Париж, Лувр). Порой эти фигурки писали за него Демарн, Свебах. В 1808—1820 творческая манера художника становится более индивидуальной, он обретает собственное лицо. Его начинают интересовать проблемы передачи пространства, освещения, состояния атмосферы (Дорога, Гавр, Музей; Окрестности СенДени, Париж, музей Карнавале; Мельница, Лондон, Музей Виктории и Альберта). В картинах позднего периода все явственнее начинают звучать романтические ноты, пейзажи пронизаны ощущением тревоги, эмоциональной взволнованности: небо с темными облаками низко нависает над землей, под порывами ветра гнутся деревья, усиливаются контрасты света и тени. Живописная фактура становится разнообразней, пастозные мазки густым слоем покрывают холст: Гроза (Страсбург, Музей изящных искусств), Две мельницы (Гаага, Музей Месдаг), Мельница на Монмартре перед грозой (Париж, Лувр). Полотна Мишеля согреты чувством искренней любви к миру природы, художник раскрывает какую-то особую, смиренную красоту самого непритязательного и скромного пейзажного мотива.

Лит.: Яворская Н. В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962; Larguier L. Georges Michel. Paris, 1927; Georges Michel, catalogue exposition. Paris, 1967.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me