Михаловский, Петр

(Michalowski, Piotr)

1800, Краков — 1855, Кжижтопожицы, близ Кракова.

Польский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Родился в обеспеченной дворянской семье. Получил хорошее общее образование в университетах Кракова и Гёттингена. В юности брал уроки рисования и живописи у краковских художников — М. Стаховича, Ю. Бродовского и Ф. Лампи, копировал произведения А. Орловского. В 1823—1830 состоял на государственной службе; часто бывал за границей. Участвовал в польском восстании 1830—1831. После его подавления уехал в Париж, где занимался в мастерской Н. Т. Шарле, копировал Т. Жерико (1831—1835). В 1835 вернулся на родину, жил в Кракове и близ него, в родовом имении Кжижтопожицах. В 1844—1848 вновь живет в Париже. Кроме Франции и Германии посетил многие европейские страны, среди них — Австрию, Англию и Италию. Изучал творчество великих мастеров — Веласкеса, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка. Несмотря на то что художник не получил специального образования, он обладал природным художественным даром. Творчество Михаловского сыграло важную роль в развитии романтического искусства в Польше. Первый период его самостоятельной деятельности относится ко времени пребывания в Париже. Совершенствуя свое мастерство, Михаловский исполнил множество батальных сцен, в частности, эпизодов из походов Наполеона. Часто и с особой любовью он изображал лошадей: вздыбленных, скачущих, тянущих тяжелый воз. Это в основном наброски, этюды и эскизы, очень эмоциональные и живые, полные своеобразной патетики. Их колористическая гамма строится на коричневатых тонах с вкраплением немногих ярких пятен синего, красного, белого цветов. Вернувшись на родину, Михаловский сначала продолжил батальную тематику, но затем, уже в 1840-е, в его творчестве все чаще появляются образы из окружающей его действительности. Он создает цикл крестьянских портретов. Среди них самый известный — Сенько (ок. 1846, Краков, Нац. музей). Динамичные, нанесенные легкими, быстрыми движениями кисти, мазки лепят образ изможденного мужика с усталым взглядом. На его голове вместо шапки бритвенный тазик, что сразу же вызывает в памяти образ Дон Кихота. Это своеобразный подготовительный этюд к картине Дон Кихот и Санчо Панса. Буро-оливковые тона пронизаны сверканием светлых штрихов, что вносит в изображение ощущение внутренней динамики. Параллельно с портретом Сенько художник пишет Крестьянина в шляпе (ок. 1846, Варшава, Нац. музей), который ассоциируется с образом Санчо Пансы — круглолицый добродушный мужик с красным носом и румянцем на щеках. Участие польских кавалеристов в испанской кампании Наполеона позволило художнику прославить отчаянный героизм своего народа и воплотить излюбленные мотивы в картине Битва под Сомосьеррой (1845—1846, Краков, Нац. музей). Движение конного отряда вверх по крутой тропе на покорение горного перевала наполнено романтическим пафосом. Багровые отсветы огня, дым и пыль прорезываются сплошным потоком всадников. Среди их темной массы вспыхивают белые крупы отдельных коней, ритмически организуя всю композицию. Белые кони постоянно встречаются в картинах и акварелях Михаловского. Они как бы символизируют романтический порыв благородства и чистоты. Этот мотив художник использует во многих конных портретах (Максимилиан Оборский, Стефан Чарнецкий, Дети художника).

Лит.: Piotr Michalowski. Wstep / Jerzy Sienkiewicz. Warszawa, 1959; Zanozinski J. Piotr Michalowsli. Wroclaw; Warszawa; Krakow, 1965; P. Michalowski / Opracowal M. Maslowski. Warszawa, 1974.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me