Мастер Св. Франциска

(Maestro di San Francesco)

Авторство обширного, состоящего из 28 больших композиций цикла Жизнь св. Франциска, украшающих нижнюю часть стен в верхней церкви двухъярусной базилики Сан Франческо в Ассизи, до сих пор остается спорным. Ряд исследователей, ссылаясь на Хронику Риккобальдо Феррарезе (1312), упоминающего, что в Ассизи работал Джотто, приписывают цикл ему. Но большинство исследователей, ссылаясь на то, что написанный ок. 1297—1299 цикл отделяют от росписей Джотто в капелле дель Арена в Падуе (1305) всего несколько лет, считают невозможным, чтобы за эти годы Джотто мог проделать такую эволюцию, и полагают, что Историю св. Франциска написал безымянный мастер римской школы. Цикл Жизнь св. Франциска принадлежит к самым значительным памятникам итальянского Проторенессанса. Его автор обладал и талантом повествователя, и умением придавать жестам и позам персонажей живость и выразительность, и наделять своих героев величавостью. Его композиции, в которых действие разыгрывается на фоне нарядных зданий и скалистых пейзажей, кажутся немногословными — так гармонично и естественно соотносятся в них многочисленные детали — здания, скалистые пейзажи, фигуры персонажей. К числу самых выразительных принадлежит Чудо с источником, где св. Франциск в присутствии своих спутников совершает в безводной каменистой пустыне чудо: из скалы начинает бить источник, и спутник святого припадает к воде, утоляя жажду. Суровости скалистого пейзажа этой композиции, экспрессии поз и жестов противостоят гармоничность сцены Проповедь св. Франциска птицам и торжественное великолепие композиции Св. Франциск перед папой Гонорием III. В то же время некоторые композиции не достигают такого уровня и выполнены в другой манере. Поэтому ряд исследователей, в том числе В. Н. Лазарев, полагают, что в создании цикла участвовало несколько мастеров и что весь цикл мог быть повторением не дошедшего до наших дней цикла в церкви Сан Франческо в Риме.

Лит.: Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956; Schmarsow A. Komposizionsgesetze der Franzlegende in der Oberkirche zu Assisi. Leipzig, 1918; Vigoletti G. C., Baccehesi E. Giotto. Milano, 1966.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me