Мастер Литомержицкого Алтаря

(Mistr Litomerickeho oltare)

Анонимный чешский живописец, названный так по одному из главных своих созданий — многочастному алтарю церкви в г. Литомержице. Точных данных о времени, месте рождения и смерти мастера не имеется. Известно, что в 1490-е он начал обучение в мастерской другого чешского анонима — мастера Крживоклятского алтаря. После этого совершал образовательные поездки в Германию (Швабию), а также в Дунайские и Альпийские области. Предполагают, что он мог побывать в Северной Италии и даже в Венеции. Результатом этих поездок было знакомство с искусством мастеров итальянского Возрождения, что много значило для последующего творчества чешского живописца. По возвращении на родину он основал собственную мастерскую в Праге, где и было создано его первое значительное произведение — Литомержицкий алтарь (нач. 1500-х, Литомержице, Музей и Деканская церковь). Внутренние створки алтаря, сохранившегося не полностью, посвящены сценам из жизни Девы Марии, наружные — Страстям Христа. В центре внимания художника — полные внутреннего достоинства и благородства главные евангельские персонажи. Их позы спокойны, движения величавы и плавны, формы осязаемо пластичны. Отчетливо чередуются пространственные планы изображаемых мизансцен. Признаки нового, ренессансного подхода к решению картины здесь совершенно очевидны. При этом мастер еще не обладает знанием законов перспективы и светотени, а строит их чисто эмпирическим путем. Всего через несколько лет исполнена следующая работа — Страговский алтарь (ок. 1505, Прага, Нац. галерея), от которого сохранились только три створки. Фигуры обретают еще большую величавость и эпическую значительность. Колорит, как и в предыдущем алтаре, ярок и звучен. Он основан на доминировании крупных пятен насыщенного красного и синего цветов, которым подчинены дополнительные оттенки и полутона. Творчеству мастера Литомержицкого алтаря приписывают и один из самых ранних станковых портретов Чехии — Альбрехта из Коловрат (1506, Меерсбург, частное собрание). При полном отсутствии опыта работы в подобном жанре художник смог создать целостный и убедительный образ властного магната и политического деятеля Чехии. Портретируемый изображен погрудно, в фас. Пристальный взгляд, твердо сжатые губы, суровая складка у рта создают образ резкого, целеустремленного человека. Свойственные портрету суховатая и жесткая манера письма, некоторая угловатость и плоскостность представляются здесь вполне подходящими для характеристики образа. Литомержицкий мастер работал и как монументалист. Примерно в 1507—1508 им вместе с несколькими помощниками исполнены фрески верхнего яруса капеллы Св. Вацлава в соборе Св. Вита в Праге. Роспись, посвященная изображению национального святого Чехии, стала вершиной творчества художника. Собственная манера живописца ярче всего выявляется во фреске западной стены капеллы, где изображены сцены приезда и встречи св. Вацлава на имперском сейме. Они трактованы как реальные события. Монументальность фигур, ясность ритмического построения, мощная пластика формы — все эти особенности творческой манеры мастера достигли здесь наивысшего выражения. Изображая свиту императора и Вацлава, художник создает галерею современников — портретные образы сильных, властных, полных достоинства людей эпохи Возрождения. Творчество мастера Литомержицкого алтаря сыграло важную роль в развитии чешского искусства. Преодолевая устаревшие нормы средневековой концепции, он заложил основы нового, ренессансного мировосприятия.

Лит.: Pesina. J. Mistr litomericky. Praha, 1958.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me