Масип, Висенте Хуан

(Masip, Vicente Juan)

Ок. 1475, Сегорбия — 1550, Валенсия.

Испанский художник. Мастер валенсийской школы. Его творчество является наглядным примером всех фаз развития Ренессанса в Испании. В отличие от многих своих современников Масип никогда не покидал пределы Испании, он воспринимал все новшества через "вторые руки". Но его произведения оказались более прогрессивными, чем у обычных подражателей. Предположительно Висенте Масип родился в окрестностях Сеговии, здесь были выполнены его первые работы, но они не сохранились до нашего времени. В 1513 он переехал в Валенсию. С начальным этапом его работы в Валенсии исследователь Доменеч связывает произведения, ранее приписываемые мастеру Габорда и мастеру Кабаньесу. Все они датируются до 1515. В это время Висенте Масип работает в стиле интернациональной готики, хотя в ряде произведений проявляется воздействие творчества таких мастеров, как Пабло де Сан Леокадо, а также Фернандо Льяноса и Фернандо Яньеса. Со временем в живописи художника нарастают ренессансные черты, все более проявляется его незаурядный талант в композиции. Замечательным памятником данного периода является Ретабло Св. Диониса и св. Маргариты (Валенсия, кафедральный собор). До нач. 1520-х мастер осваивает новую систему изображения, свойственную живописи Высокого Возрождения: светотеневая моделировка, пространственное построение, меняются типажи и пропорции персонажей. В Поклонении Младенцу (Таррагона, Епархиальный музей) Масип вписывает композицию в классическое обрамление ренессансной архитектуры. С середины 1520-х и до середины 1530-х — это период расцвета живописи Висента Масипа. Но в это же время на художественную арену выходит его сын Хуан де Хуанес — самый известный представитель династии Хуанесов. И так как они работают вместе, то зачастую бывает невозможно отделить их живописные манеры друг от друга. Творчество Висенте Масипа в этот период претерпевает сильные изменения. Большое влияние на него оказали произведения Себастьяно дель Пьомбо, привезенные в Испанию ок. 1521. Они окончательно завершили переход мастера к стилю Высокого Возрождения. Под влиянием Пьомбо Масип переходит к использованию темного фона. Его работы стали несколько сумрачными, но тем более ярко и контрастно смотрятся всполохи различных цветов одежд. Но художник не пошел по пути слепого подражания. Главное отличие произведений Масипа заключается в использовании резкой светотеневой моделировки. Жесткая граница света и тени проявляется в трактовке фигур, но более всего она заметна в складках одежд. Свет просто ломается линиями складок, будто одежда сделана из металла, но это не примитивизм и не архаика. Эти складки всегда подчинены внутреннему ритму картины. Светотеневые контрасты берут на себя всю эмоциональную нагрузку, а сами персонажи наполнены умиротворением, внутренней собранностью и написаны очень тонко и мягко. Это создает настроение, которое не было свойственно итальянской живописи. Оно наполняет образы чувственностью и религиозным экстазом одновременно, и отголоски этого настроения мы будем встречать у великих представителей валенсийской школы XVII в., таких как Хусепе Рибера, Франсиско Рибальта, чье творчество сложилось в рамках школы Хуанесов. В дальнейшем Висенте Масип уже работает под влиянием своего сына, побывавшего в Италии. Он переходит к маньеризму: его гамма высветляется, наполняется почти люминесцентным свечением, художник усиливает и эмоциональное воздействие образов, как, например, в работе "Се Человек" (Валенсия, Музей изобразительных искусств). Висенте Масип не только один из самых самобытных и ярких мастеров испанского Ренессанса, но и в числе первых осуществил переход к живописи маньеризма.

Лит.: Всеобщая история искусств. М., 1960. Т. III. С. 461—462; Post Ch. A History of Spanish Painting. Cambridge, 1938—1952. Vol. VI, XI, XIV; Angulo D. Pintura del Renacimiento. Madrid, 1954; Albi J. Joan de Joanes y su circulo artistico. Valencia, 1979; Camon Aznar J. La pintura espanola del siglo XVI. Madrid, 1983; Domenech F. B. y Galdon J. L. Vicent Macip. Valencia, 1997; Brown J. Painting in Spain 1500—1700. Yale University press, 1998.

А. Степина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me