Марторель, Бернардо

(Martorell, Bernardo)

1400, Сан Селони — 1452, Барселона.

Испанский живописец, миниатюрист. Творческая активность между 1427—1452 связана с Барселоной, где он пользовался широкой известностью, имел большую мастерскую, которая исполняла также эскизы для витражей, скульптуры, тканей, гербов, мебели. Обширный круг заказчиков составляли ремесленные и купеческие гильдии и корпорации города. Марторель был последователем и, возможно, учеником каталонского художника Луиса Боррассы, представителя т. н. интернациональной готики — направления, характерного с нач. XV в. для многих стран Европы. Марторель внес в этот космополитический стиль эпохи немало новых национальных черт. Настоящее имя живописца стало известно только в кон. 1930-х. Долгое время он считался загадочным Мастером Св. Георгия, автором одноименного алтаря, прекрасное центральное панно которого находится в Институте искусства Чикаго, а четыре боковые композиции в Лувре. Имя Мартореля было обнаружено в подписи контракта, заключенного им в 1437 на создание алтаря для церкви замка Пубол в Каталонии; анализ произведений подтвердил их стилистическое единство. В ранних работах Мартореля сохранялась нокоторая упрощенность приемов (алтарь церкви Иоанна Евангелиста в Кабрера де Матаро, Барселона, Музей каталонского искусства; Мария с Младенцем, Филадельфия, Музей изящных искусств). Вскоре он достиг высокого художественного уровня в упомянутом алтаре Св. Георгия, особенно в его центральной картине, изображающей борьбу святого воина с драконом (ок. 1427), написанной в декоративной готизирующей манере с изысканным нейзажем, который круто вздымается к ее верхнему краю. Эффектная композиция, главную ось которой определяет копье всадника, строится по диагонали. Передний план богат живописными оттенками, прозрачные краски излучают свет. Среди самых значительных произведений мастера — величественный алтарь в Пуболе (завершен в 1442, Жерона, Музей собора) с изображением апостола Петра в папском облачении, в окружении кардиналов и с коленопреклоненными фигурами семьи заказчика Бернара Карбера. На обратной стороне, на деревянной доске сохранились наброски углем и мелом характерных голов — одно из свидетельств типичного для испанской традиции интереса Мартореля к человеческой индивидуальности, что отличало его от интернациональной готики с ее однотипными персонажами. К этому же периоду принадлежит его работа как миниатюриста; известны три исполненные с высоким профессиональном мастерством миниатюры часослова для монастыря Св. Клары в Барселоне (Барселона, Гор. исторический музей). Бернат Марторель уверенно владел техникой темперы, обогатив свою тщательную манеру письма новшествами времени — стремлением к пространственности, объемности фигур, живописному распределению света и изображению среды. Его поиски воплотились в алтаре Преображение, исполненном по заказу епископа Симо Сальвадо в 1449 для собора в Барселоне. Небольшие сценки пределлы, особенно Христос и самаритянка и Исцеление бесноватого, и более крупные вертикальные композиции Умножение хлебов и Брак в Кане принадлежат к лучшим созданиям живописца. В картине Брак в Кане чудо превращения воды в вино олицетворяется в образе огромных и написанных с объемной обязательностью глиняных сосудов, в которые молодая служанка наливает воду. Некрасивая самаритянка, беседущая с Христом у колодца, трактована с такой характерностью, что становится главной героиней всей сцены. Хотя изображение развертывается по плоскости, создается образ уходящего вглубь пространства, по которому движутся стройные фигуры горожанок. Ощутимы плоскости стен, их каменная кладка, мощные контрофорсы. Многие произведения Мартореля и его мастерской, украшавшие церкви Каталонии, оказались разрозненными, сохранились частично, некоторые погибли (почти целиком сгорел в 1936, во время Гражданской войны в Испании главный алтарь церкви Санта Мария дель Мар в Барселоне). К числу целиком сохранившихся поздних работ Мартореля принадлежит превосходный, отмеченный свободной живописной манерой Алтарь архангела Михаила (Таррагона, Музей собора). Открытие имени Мартореля и исследование его произведений вписало в историю испанского искусства XV в. одну из ярких страниц.

Лит.: Gudiol J. Bernardo Martorell. Madrid, 1959.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me