Мазаччо

(Masaccio), наст. имя Томазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи

1401, Кастелло Сан Джованни Вальдарно — 1428, Рим.

Итальянский художник. Мастер флорентийской школы. В 1422 вступил в цех флорентийских художников. Работал во Флоренции. Ряд работ выполнил в содружестве с Мазолино. В 1428 выехал вслед за Мазолино в Рим, где внезапно умер. Творческая деятельность Мазаччо, продолжавшаяся около шести лет, занимает важнейшее место в истории не только итальянской, но и всей западноевропейской живописи. Наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо является основоположником искусства Раннего Возрождения, утвердившим в живописи новые эстетические представления о мире и человеке, новые изобразительные принципы. Становление Мазаччо как художника протекало в обстановке мощного общественного и культурного подъема во Флоренции, широкого распространения гуманистических идей, формирования ренессансных художественных принципов в архитектуре и скульптуре. Работы Мазаччо свидетельствуют о том, что он изучал росписи Джотто, проявлял интерес к работам современников-скульпторов, был знаком с архитектурными идеями Брунеллески и разработанными последним принципами линейной перспективы. Существует предположение, что он мог ок. 1423 посетить Рим и познакомиться там с росписями Каваллини. Самобытность, независимость и цельность художественной натуры Мазаччо проявились в его равнодушии к традициям поздней готики, еще господствовавшим в живописи Флоренции нач. 1420-х. Характер творчества Мазаччо определился уже в его алтарных композициях — Мадонна со св. Анной (ок. 1424, Флоренция, галерея Уффици; фигуры ангелов написаны Мазолино) и ныне разрозненном Пизанском полиптихе (1426; сохранившиеся части: Мадонна с Младенцем, Лондон, Нац. галерея; Распятие, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Св. Павел, Пиза, Нац. музей Сан Маттео; Св. Августин, Св. Иероним, два неизвестных святых, три пределлы — Берлин, Гос. музеи). Традиционные золотые фоны подчеркивают в этих алтарях необычную для Италии 1420-х мощь и широту живописного письма Мазаччо, пластическую энергию лепки форм, их обобщенность, простоту и величие облика персонажей. Новаторство Мазаччо особенно полно раскрылось в его фресковых росписях в капелле Бранкаччи (ок. 1427—1428, Флоренция, церковь Санта Мария дель Кармине), посвященных истории апостола Петра. По-видимому, первоначально заказ был получен Мазолино, окончившим к 1425 росписи сводов (не сохранились). Ок. 1427 работы были возобновлены с участием Мазаччо, написавшего шесть композиций на левой алтарной стене (ок. 1427—1428); Мазолино выполнил только три композиции, уехав в конце 1427 в Рим, куда вслед за ним в 1428 уехал и Мазаччо. Роспись капеллы была завершена только в нач. 1480-х Филиппино Липпи, который закончил фреску Мазаччо Исцеление сына Теофила и написал 3 заключительные сцены истории св. Петра. Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи занимают важнейшее место в искусстве итальянского Раннего Возрождения, не имеют себе равных по заключенному в них могучему дыханию жизни, повышенной достоверности изображенного художником мира. Этот мир полон драматической энергии, наделен библейской первозданностью и приметами современного художнику сурового облика Флоренции. Его персонажи обладают не только свойственным искусству Возрождения нравственным величием, но и неповторимой яркостью облика, силой духа и характера. Мазаччо трактует облик созданного им мира с монументальной обобщенностью и необычной для живописи XV в. мощью живописного языка. Художник не прорисовывает формы, а лепит их свободно наложенными мазками, сохраняющими следы ворсинок широкой кисти, мягко и энергично прорабатывает рельеф. Живописная система Мазаччо включает принципиально новую трактовку светотени, у его предшественников бывшей средством передачи эффекта скульптурной объемности форм при помощи постепенного сгущения или высветления основного тона. Светотень у Мазаччо связана со светом и тенью как самостоятельными природными и художественными факторами. Частично опираясь на опыт франко-бургундской миниатюры нач. XV в. (по-видимому, знакомой ему в интерпретации Джентиле да Фабриано), он лепит формы светом, освещающим фигуры его персонажей, падающим на головы, плечи, скользящим по гребням обозначенных свободным движением кисти складок, рождающим тени, которые сгущаются в углублениях рельефа форм, тянутся по земле, рассеиваются в пейзажных далях, смягчают и объединяют краски. Особого эффекта жизненной достоверности Мазаччо достигает тем, что во фресках капеллы Бранкаччи направление света совпадает с реальным освещением помещения через единственное окно в алтарной стене. В фресках капеллы Бранкаччи Мазаччо находит новую, более органичную и естественную, чем у его предшественников, трактовку пространства. Художник не заключает его в пределы сценической коробки, выстроенной архитектурными кулисами, а развивает более свободно. Он то делает пространство неподвластным измерению, как в Изгнании из рая, где Адам и Ева предстают на фоне небесной синевы и опустившихся к их ногам, как бы увиденных сверху бесплодных холмов пустыни, то мягко чередует уходящие к высоким горам пространственные планы в Чуде со статиром. В росписях алтарной стены он впервые применяет линейную перспективу с одной точкой схода, объединяя ею две композиции (Чудо с тенью и Смерть Анании), разделенные широким простенком, так что воображаемая точка схода находится в середине этого простенка. Принципы, разработанные Мазаччо, нашли наиболее законченное, логически ясное выражение в его последней работе — фреске Троица (1427—1428, Флоренция, церковь Санта Мария Новелла). Эта роспись, выполняющая роль монументальной алтарной картины и воплощающая сложную теологическую программу, стала классическим образцом ренессансной композиции. Крупные, широко и энергично написанные фигуры заказчиков фрески, распятого Христа, Бога-Отца, Девы Марии и Иоанна, колоссальный портал с антикизированной ордерной аркой, открывающаяся в ее пролете капелла с мощным кессонированным сводом (мотивы, возможно, разработанные при участии архитектора Брунеллески) составляют единое величественное целое, объединенное линейной перспективой. В работе над Троицей Мазаччо впервые использовал картоны — подготовительные рисунки, при помощи сетки квадратов перенесенные на стены. Такой этап работы над живописным произведением получил широкое распространение в эпоху Возрождения. Умерший в возрасте 27 лет, не получивший при жизни признания в официальных и гуманистических кругах, Мазаччо оказал мощное воздействие на всех современных ему флорентийских живописцев и формирование флорентийской живописной школы XV в. К его наследию обращались и мастера Высокого Возрождения, в том числе Микеланджело и Рафаэль.

Лит.: Знамеровская Т. П. Мазаччо. Л., 1975; Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979. Т. 1; Mesnil J. Masaccio et les debuts de la Renaissance. La Haye, 1927; Salmi M. Masaccio. Roma, 1932; Berti L. Masaccio. Pennsylvania, 1967.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Мазаччо — (наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, по др. данным Томмазо Гвиди; 1401–1428/29) – итал. живописец. Предст. флорентийской школы. Один из основоположников реалистич. иск-ва Возрождения. Воплощал в религ. сценах гуманистич. Энциклопедический словарь псевдонимов
  2. Мазаччо — [Masaccio; собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (21.12.1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана, — осень 1428, Рим), итальянский живописец. Являясь крупнейшим представителем флорентийской живописи Кватроченто... Большая советская энциклопедия
  3. Мазаччо — Мазаччо (Masaccio) (настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, Tommaso di Giovanni di Simone Cassai) (1401—1428), итальянский живописец флорентийской школы. Один из основоположников искусства Возрождения. Большая биографическая энциклопедия
  4. МАЗАЧЧО — МАЗАЧЧО (Masaccio) (наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, Tomasso di Giovanni di Simone Cassai) (1401-28) — итальянский живописец. Представитель флорентинской школы, один из основоположников реалистического искусства Возрождения. Большой энциклопедический словарь
  5. Мазаччо — (Masaccio; собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)) (1401-1428), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Крупнейший представитель флорентийской школы. Художественная энциклопедия