Мазаччо

(Masaccio; собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)) (1401-1428), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Крупнейший представитель флорентийской школы. Продолжив искания Джотто, придавал изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, воплотил в религиозных сценах гуманистические представления о совершенной человеческой личности. Нередко сотрудничал с Мазолино да Паникале. Самые ранние из достоверных работ Мазаччо (полиптих церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе, 1426, отдельные части — в Национальной галерее, Лондон, и других музеях) отмечены энергичной светотеневой лепкой, острым ощущением пластичной трёхмерности фигур, стремлением к монументализированному обобщению форм. Между 1425-28 Мазаччо исполнил росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (среди фресок, бесспорно принадлежащих Мазаччо, — "Изгнание из рая", "Чудо со статиром", "Св. Пётр и Иоанн, раздающие милостыню", "Св. Пётр, исцеляющий больных своей тенью"). Помещая фигуры в пространственно развёрнутой среде, подчёркивая их телесность обобщённой моделировкой и колоритом, Мазаччо решительно порывает со средневековыми традициями. В фреске "Троица" (около 1426-27, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) Мазаччо, очевидно, под влиянием перспективных штудий Ф. Брунеллески создал величественное перспективное построение. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, и в частности на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.

Мазаччо

Portrat eines Junglings im Profil

Мазаччо. Рис. 2

Дева Мария и Младенец со св. Анной. 1425. Уффици. Флоренция

Мазаччо. Рис. 3

Сцены из жизни Петра Сбор подати (Чудо со статиром). 1425-1428. Санта Мария дель Кармине. Капелла Бранкаччи. Флоренция

Мазаччо. Рис. 4

Галерея

Литература: Т. П. Знамеровская, Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо, Л., 1975; Parronchi A., Masaccio, (Firenze, 1966); Berti L, Masaccio, L., 1967.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Мазаччо — [Masaccio; собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (21.12.1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана, — осень 1428, Рим), итальянский живописец. Являясь крупнейшим представителем флорентийской живописи Кватроченто... Большая советская энциклопедия
  2. Мазаччо — (Masaccio), наст. имя Томазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи 1401, Кастелло Сан Джованни Вальдарно — 1428, Рим. Итальянский художник. Мастер флорентийской школы. В 1422 вступил в цех флорентийских художников. Работал во Флоренции. Европейское искусство. Энциклопедия
  3. Мазаччо — (наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, по др. данным Томмазо Гвиди; 1401–1428/29) – итал. живописец. Предст. флорентийской школы. Один из основоположников реалистич. иск-ва Возрождения. Воплощал в религ. сценах гуманистич. Энциклопедический словарь псевдонимов
  4. МАЗАЧЧО — МАЗАЧЧО (Masaccio) (наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, Tomasso di Giovanni di Simone Cassai) (1401-28) — итальянский живописец. Представитель флорентинской школы, один из основоположников реалистического искусства Возрождения. Большой энциклопедический словарь
  5. Мазаччо — Мазаччо (Masaccio) (настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, Tommaso di Giovanni di Simone Cassai) (1401—1428), итальянский живописец флорентийской школы. Один из основоположников искусства Возрождения. Большая биографическая энциклопедия