Льянос, Фернандо

(Llanos, Fernando)

Упом. с 1505 по 1525.

Испанский художник. Мастер валенсийской живописной школы. Принес на испанскую почву стиль Леонардо да Винчи, но его творчество не укладывается только в рамки леонардеска. Работал вместе с Фернандо Яньесом, их манеры до такой степени схожи, что в истории искусства они чаще всего упоминаются как "Фернандесы". Первое документальное свидетельство о художнике относится к 1505. Запись с этой датой содержит сведения об оплате Леонардо да Винчи и его помощнику "Fernando Spagnolo" за работу над росписью главной залы Совета синьории во Флоренции. Льянос учился у Леонардо и работал в его мастерской. Такие полотна Льяноса, как Мадонна с младенцем Иисусом и младенцем Иоанном (Вашингтон, Нац. галерея искусства), Несение креста (частное собрание) и Мадонна с Младенцем (Мурсия, Музей изобразительных искусств), свидетельствуют не только об усвоении технических приемов работы Леонардо да Винчи, но и о стремлении, подобно великому мастеру, передать тонкие душевные состояния персонажей. Во Флоренции Льянос знакомится и с живописью других мастеров Возрождения, творчество которых также оказало влияние на сложение собственного стиля Льяноса. Возможно, что здесь же, во Флоренции, он встретился с Фернандо Яньесом. Достоверно известно, что в 1506 они приезжают в Валенсию и выполняют первую совместную работу — Ретабло св. медиков. По сравнению со своим компаньоном Льянос был более "подкован" технически. Он свободнее владел перспективой, умел органично вписать фигуры в пейзаж, но при этом его творчество в большей степени подражательно. В их совместных работах общий стиль произведения скорее определял Яньес, хотя технически он многому учился у своего партнера. В сохранившейся нижней пределле Ретабло св. медиков — Оплакивание тела Христова — кисти Льяноса принадлежит общий пейзажный фон и правая сцена, которая изображает плач у гроба Господня. По сравнению с центральной группой, выполненной Яньесом, художник делает всю сцену органичной частью пейзажа. Он использует более светлую гамму, легкие тональные переходы. Его фигуры подвижны и гармоничны в противовес скорбной застылости фигур Яньеса. Следующим крупным совместным заказом было ретабло кафедрального собора Валенсии, начатое в 1507. Льянос выполнил следующие панели для ретабло: Рождество Девы Марии, Поклонение волхвов, Отдых на пути в Египет, Воскресение, Вознесение и Сретение. У Льяноса несколько меняется стиль при работе над разными композициями. Иногда он пытается совмещать мягкую манеру Леонардо с заимствованиями отдельных фигур у Микеланджело или Филиппино Липпи, что зачастую создает явные диссонансы. Но наиболее удачные свои работы Льянос неоднократно цитировал в более поздних произведениях. Так, Иоанн Креститель (Барселона, собрание Годиа) повторяет фигуру Христа из панели Воскресение. А понравившийся ему ракурс и тип лица Мадонны из Св. Семейства Микеланджело, использует в Поклонении волхвов и вновь повторяет в Св. Себастьяне (Мадрид, частное собрание). В 1515 творческий союз Фернандесов распался. Льянос в 1516 уезжает в Мурсию, куда его пригласили для украшения кафедрального собора. Разрыв с партнером оказал немедленное воздействие на живопись Льяноса, а может быть, он, приехав на новое место, стремился продемонстрировать свои лучшие черты — например, принадлежность к стилю леонардеска. Мадонна с Младенцем (Барселона, собрание Годиа) заставляет вспомнить самые ранние работы мастера. Но такой стиль мало подходил для крупноформатных произведений, и при работе над ними он обращался к совместной их с Яньесом манере. Подобное двустилье наблюдается во всех его последующих работах. Вытянутые пропорции и немного прихотливые позы вносят некоторый оттенок маньеризма в его поздние творения.

Лит.: Всеобщая история искусств. М., 1960. Т. III. С. 460—461; Orellana M. A. Biografica pictorica valentina. Madrid, 1930; Angulo D. Pintura del Renacimiento. Madrid, 1954; Camon Aznar J. La pintura espanola del siglo XVI. Madrid, 1983; Brown J. Painting in Spain 1500—1700. Yale University press, 1998; Domenech F. B. Los Fernandos. Valencia, 1998.

А. Степина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me