Лути, Бенедетто

(Luti, Benedetto)

1666, Флоренция — 1724, Рим.

Итальянский живописец. Один из крупных мастеров Рима 1-й пол. XVIII в. Родился в Тоскане, его покровителем был тосканский герцог Козимо III де Медичи. С 1690 работал в Риме. Стал последователем К. Маратти, увлекался живописью болонцев XVII в., Пьетро да Кортона. Традиции барочной живописи Тосканы Лути трансформировал в духе классицизма Маратти и рококо. Ф. Милиция считал, что Б. Лути, однако, в большей степени последователь манеры французских мастеров. С 1695 — член Академии Св. Луки, с 1720 — ее президент. В 1692 состоялся дебют художника в Риме: он принял участие в выставке в честь св. Бартоломео, исполнив полотно Бог наказывает Каина после смерти Авеля (Дербишир, Кедлестон-Холл, Нац. собрание). В 1694 — получил первый приз на Климентинском конкурсе. С этого времени Лути завоевывает большую известность. Его покровителями становятся папа Климент XI и знатные аристократы — кардиналы П. Оттобони и К. А. Фаброни, глава ордена доминиканцев падре А. Клош, он выполняет заказы известных семейств — Торри, Колонна, Паллавичини, Барберини, Одескальки. Его картины на религиозные и мифологические сюжеты нравились благодаря своим ярким светящимся краскам (он любил сочетания оранжевых, желтых, фиолетовых, белых цветов), эффектной, но не утрированной светотени, легкой дымке, окутывающей фигуры с мягкими плавными жестами. Это было присуще композициям на религиозные (Инвеститура св. Раниери, 1712, Пиза, собор; Воспитание Марии, 1715, Мюнхен, Старая пинакотека; Св. Карл Борромейский помогает жертвам чумной эпидемии, 1713, Мюнхен, Гос. баварские художественные собрания) и мифологические сюжеты (Амур и Психея, Рим, Академия Св. Луки; Воспитание Амура, 1717, Поммерсфельд, частное собрание). Сюжеты из мифологии Лути обычно изображал в римском пейзаже, на фоне античных построек. Эти маленькие полотна кабинетного формата в духе Пьетро да Кортона и Корреджо особенно ценились коллекционерами. В подобной манере Лути изображал и религиозные сюжеты. В маленьком полотне Христос и самаритянка (ок. 1715—1720, частное собрание) две фигуры в красном и синем одеяниях изображены на желто-коричневом фоне в пейзаже. Плавные абрисы фигур мягко согласуются со звучной цветовой гаммой картины. Подобные сцены писали в Риме также П. Костанци, С. Конка, Ф. Тревизани, испытавшие влияние рококо. Большую известность принесло Б. Лути полотно на религиозный сюжет Св. Карл Борромейский помогает жертвам чумной эпидемии, заказанное в 1713 коллекционером, основателем Дюссельдорфской галереи, принцем Иоганном Вольпелла, женатым на дочери герцога Козимо III де Медичи. Ревностный католик, он хотел видеть в деятельности святого, канонизированного в 1610, пример христианской добродетели. Художник передал подлинное историческое событие, произошедшее в Милане. Крупным и почетным заказом было также исполнение фигуры пророка Исайи для римской церкви Сан Джованни ин Латерано (до 1714). По проекту К. Фонтана и дозволению папы, кардинала Бенедетто Памерили здесь с 1700 проводились большие декоративные работы: лучшие скульпторы Рима исполняли мраморные статуи пророков в 12 нишах, а лучшие художники (Б. Лути, М. Бенефьял, П. Л. Гецци, Ф. Тревизани, Дж. Б. Кьяри и др.) должны были написать фигуры пророков над ними в овалах. Лути представил пророка Исайю с книгой в руках, у его ног — табличка с изречением из пророчеств Исайи, за ним — еле различимая монограмма Мадонны (в эскизе вместо монограммы — фигура Мадонны, Лондон, галерея Уолпол). Влияние рококо особенно проявилось во фресках Лути 1720-х — Аллегория правления папы Мартина V (1718—1722, Рим, палаццо Колонна), Аллегория Дианы (1720, Рим, палаццо де Каролис). Бенедетто Лути был талантливым рисовальщиком. С 1704 возглавлял жюри на ежегодном конкурсе рисунка в Академии Св. Луки. Кроме того, он имел большую коллекцию рисунков (около пяти тысяч), живописи и произведений античной пластики. Особенно высоко ценились его рисунки пастелью. Он был великолепным знатоком античности, участвовал в формировании коллекций таких известных собирателей, как Козимо III де Медичи, П. Кроза, П.-Ж. Мариэтт, Кристина Шведская, герцог Орлеанский и др. Учениками Б. Лути был и П. Костанци, П. Бьянки, К. ван Лоо, Дж. П. Паннини.

Лит.: Editorial // Apollo. 1963. Vol. 77. № 13. P. 178; Rome in the Eighteenth Century: Catalogue / Ed. by E. Peters Bowron and J. J. Rishel. Philadelphia Museum of Art. 2000.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me