Ломбардо, Пьетро

(Lombardo, Pietro), наст. имя Пьетро Солари (Pietro Solari)

Ок. 1435, Карона — 1515, Венеция.

Итальянский скульптор и архитектор. Прозвище Ломбардо (ломбардец) получил в Венеции, где он обосновался в середине 1460-х, заняв, наряду с Антонио Рицци, ведущее место в венецианской архитектуре и скульптуре 2-й пол. XV в. Работал в Падуе (1467) и Тревизо (1485 — ок. 1490). О жизни и творчестве Ломбардо вплоть до его приезда в Венецию ничего не известно, но несомненно, что он обладал в это время солидным опытом как скульптор и архитектор, вероятно приобретенным в Ломбардии. Есть предположение, что он побывал во Флоренции и приобщился к опыту флорентийских мастеров. В Венеции Пьетро Ломбардо возглавил мастерскую, в которой работали его сыновья Антонио и Туллио. Мастерская Ломбардо, наряду с мастерской его современника и соперника Антонио Рицци, заняла ведущее место в венецианской архитектуре и скульптуре 2-й пол. XV в. С именем Пьетро Ломбардо-архитектора связаны такие шедевры венецианской архитектуры, как церковь Санта Мария деи Мираколи и скуола ди Сан Марко (в строительстве последней принимали участие Антонио Рицци и Моро Кодуччи). Пьетро Ломбардо создал необычный, но очень эффектный и гармоничный декор этого здания — серию больших рельефов-панно с архитектурными перспективами и львами — символами св. Марка (ок. 1485—1495, Венеция, скуола ди Сан Марко). Пьетро Ломбардо был создателем характерного для Венеции типа грандиозного, многофигурного надгробного монумента. С его именем связаны надгробия дожей Паскуале Мальпьеро (сер. 1460-х), Мочениго (1476—1481), Николо Марчелло (ок. 1485—1490), воздвигнутые в главной усыпальнице венецианских дожей — церкви Санти Джованни э Паоло. К числу самых характерных работ Пьетро Ломбарди принадлежит надгробие дожа Мочениго. Более полутора десятков скульптур этого колоссального монумента объединяет великолепная архитектурная декорация, в которой многократно повторяется торжественный мотив арки — от обрамляющей весь памятник колоссальной арки, опирающейся на пилястры, до арочных завершений ниш, в которых стоят аллегорические фигуры. Именно архитектура придает этому сооружению пафос и грандиозность, в то время как скульптуры более инертны, хотя Ломбардо и придал величие фигуре дожа, стоящего на собственном саркофаге, который держат на своих плечах юноша, мужчина зрелого возраста и старец, символизирующие три возраста. Преобладание архитектурного начала характерно и для других надгробных монументов Пьетро Ломбардо.

Лит.: Planiscig L. Venezianische Bildhauer des Renaissance. Wien, 1921; Seymour Ch. J. Sculpture in Italy. 1400 to 1500. Baltimore, 1968.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me