Ломбардо, Антонио

(Lombardo, Antonio)

Ок. 1458, Ломбардия (?) — 1516, Венеция.

Итальянский скульптор, младший сын Пьетро Ломбардо. Приехал в Венецию ок. 1470—1475 вместе с отцом и старшим братом Туллио Ломбардо. Работал вместе с отцом в Венеции и ближайших к ней городах Тревизо и Падуе. В 1506—1516 находился на службе у правителя Феррары герцога Альфонсо д’Эсте. Творческий путь Антонио Ломбардо делится на два принципиально разных периода — венецианский и феррарский. В Венеции Антонио, как и его брат Туллио, работал в мастерской своего отца и выполнял отдельные детали в грандиозных надгробных монументах. Таков, например, рельеф Крещение Христа, составляющий часть скульптурного убранства надгробия дожа Мочениго (1476—1481, Венеция, церковь Санти Джованни э Паоло), выполненный в манере "живописного рельефа" с тонко проработанным пейзажным фоном, плавными очертаниями стройных фигур Христа и Иоанна Крестителя. Особенности дарования Антонио Ломбардо, богатство пластики и гармоническое начало проявляются и в композиции Мадонна на троне со св. Петром и Иоанном Крестителем (1504, Венеция, собор Сан Марко, капелла Дзен). Второй этап творческой деятельности Антонио Ломбардо связан с его работой в Ферраре при дворе Альфонсо д’Эсте. Антонио оказался здесь в совершенно новой для него культурной среде, где в гораздо большей мере, чем в Венеции, были развиты гуманистические традиции в их классическом варианте. Здесь жил и работал один из крупнейших итальянских поэтов Лодовико Ариосто, автор поэмы Неистовый Орландо; в 1506—1516 архитектор Бьяджо Россети преобразовал центральную часть Феррары, придав ей облик "идеального города", о котором мечтали гуманисты. Влияние на Антонио Ломбардо мог оказать и гуманист Гаурико, упомянувший Антонио Росселино в трактате об искусстве. Атмосфера феррарского двора наложила отпечаток на самую значительную работу, выполненную скульптором в Ферраре — цикл рельефов на темы античных мифов для герцогского дворца Белльсгуардо (ныне — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).

Лит.: Seymour Ch. J. Sculpture in Italy. 1400 to 1500. Baltimore, 1968; Heydenzeich L., Passavnut G. I Geni del Rinascimento. Arte Italiana 1500—1540. Milano, 1975.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me