Дзокки, Джузеппе

(Zocchi, Giuseppe)

1711, Флоренция — 1767, Флоренция.

Итальянский художник. Мастер видового рисунка, получившего широкое распространение в Италии в XVIII в. Родом из Тосканы. Учился в Венеции, Болонье, испытал влияние Гаспара Ван Вителя, посетившего Флоренцию. Интересовался также ведутой Бернардо Беллотто. Начинал, однако, как мастер живописных произведений на исторические сюжеты, пытался работать во фресковой живописи, но популярность ему принесли рисунки с видами городов Тосканы, вилл, расположенных на живописных берегах Арно. Работал по заказам известных коллекционеров — маркизов А. Джерини и Ф. Габбури, английского резидента во Флоренции Г. Мэна, английский художник Т. Патч помогал ему находить заказчиков среди соотечественников, совершавших "Grand Tour" в Италию. Рисунки Дзокки выполнены коричневыми и черными чернилами и размывкой бистром. Художник скрупулезно, порой с юмором воспроизводит увиденное на площадях и улицах города. Основным средством выразительности мастера является линия. В листе Площадь перед дворцом Питти (Нью-Йорк, библиотека Пьерпонт-Морган) он изображает замкнутое сценическое пространство, человеческие фигурки, едущие кареты, дерущихся собак. Он любит воссоздавать известные архитектурные памятники города (Площадь Санта Мария Новелла, Нью-Йорк, библиотека Пьерпонт-Морган). В его рисунках фигуры людей выглядят всегда очень живо: чинно прогуливаются кавалеры и дамы в аристократическом районе Флоренции (Вид на дворец Уффици от набережной Арно, Нью-Йорк, библиотека Пьерпонт-Морган), просят милостыню калеки у здания госпиталя (Госпиталь на площади Санта Мария Нуова, Нью-Йорк, библиотека Пьерпонт-Морган), торжественно движется процессия прелатов и идущая за ней толпа в день религиозного праздника (Санта Мария дель Фьоре и баптистерий во время процессии Corpus Domini, Нью-Йорк, библиотека Пьерпонт-Морган). В ведутах Дзокки пространство обычно замкнуто какой-либо архитектурной постройкой, но в изображениях известных вилл и видах реки Арно взору зрителя открывается широкая панорама с виднеющимися вдали постройками, фигурками людей на набережных, рыбачьими лодками, мостами (Вид Арно от моста Санта Тринита; Вилла в Подже-а-Кайяно, оба — Нью-Йорк, библиотека Пьерпонт-Морган). Туристы охотно приобретали работы Дзокки, служившие воспоминанием о прекрасной архитектуре, увиденной в Тоскане. В листе Вилла Кареджи (Нью-Йорк, библиотека Пьерпонт-Морган) изображена одна из резиденций Медичи, построенная архитектором Микелоццо. Здание предстает в окружении парка, где находилась знаменитая "Платоновская академия" Козимо Медичи. В живописном уголке Арно, у изгиба реки близ Сан Доменико ин Фьезоле, высится вилла Пальмьери (Вилла Пальмьери, Нью-Йорк, библиотека Пьерпонт-Морган), описанная Боккаччо в Декамероне. Рисунки Джузеппе Дзокки отразили характерный для века Просвещения интерес к передаче естественной природы. В его ведутах точная фиксация увиденного на натуре сочетается с попыткой передать эмоциональное отношение к изображаемому мотиву. Свой нереализовавшийся талант художника-монументалиста Дзокки попытался в 1754—1760-х применить в качестве официального рисовальщика при "Pietre Dure" (флорентийской фабрике по изготовлению мозаик). Дзокки создал тип флорентийского видового рисунка-ведуты и, подобно мастерам Венеции, Рима, Неаполя, сумел придать этому жанру местный колорит.

Лит.: Views of Florence and Tuscany by Giuseppe Zocchi (1711—1767) from Pierpont Morgan Library. New York, 1971; Firenze e la sua immagine. Cinque secoli di Vedutistmo / A cura di G. Chiarini e A. Marabottini. Firenze, 1994.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me