Дзандоменеги, Федерико

(Zandomeneghi, Federico)

1841, Венеция — 1917, Париж.

Итальянский живописец. Сын венецианского скульптора, последователя А. Кановы, одного из создателей надгробия великого ваятеля в церкви Санта Мария Глорьоза деи Фрари. С 1856 обучался живописи в Академии художеств Венеции. В 1859 покинул Венето. Участвовал в сражениях Рисорджименто, в знаменитом походе "тысячи Гаррибальди". С 1862 жил во Флоренции, где сблизился с кругом художников "Школы маккьяйоли". Был дружен с Дж. Фаттори, С. Лега, Т. Синьорини, А. Чечони, О. Боррани, Р. Сернези, Дж. Больдини, составивших ядро этого художественно-выставочного объединения, с критиком и маршаном Д. Мартелли. В 1866 возвратился в Венецию, но часто выезжал во Флоренцию. Принимал участие в совместных выставках "маккьяйоли" до конца 1870-х, разделяя их эстетические взгляды. Ранние произведения исполнены в манере флорентийских "маккьяйоли" — пятнами чистого цвета на пленэре (Палаццо Преторио во Флоренции, ок. 1865, Венеция, галерея современного искусства Ка’Пезаро; Портрет Диего Мартелли, 1879, Флоренция, галерея Питти). В июне 1874 уезжает во Францию и с этого времени живет и работает в Париже, подобно Дж. Больдини и Дж. Де Ниттису. Темы его произведений близки французским импрессионистам — жизнь города, элегантного светского общества (На диване <�Разговор>, ок. 1882—1890; Ложа, 1880-е; Читающая девочка, ок. 1885—1890, все — частное собрание), однако художнику удалось сохранить индивидуальность своей живописной манеры, не стать эпигоном импрессионистов. Zandy (так его называли друзья во Франции) участвовал в выставках импрессионистов в 1879, 1880, 1881 и 1886. Успех пришел к нему не сразу. Известный критик Феликс Фенеон писал, что его "образы отличаются элегантностью, но лишены непосредственности и похожи на мыло". Благодаря поддержке П. Дюран-Рюэля, коллекционера и маршана, которому Ф. Дзандоменеги передал в 1893 исключительные права на свои работы, художник не испытывал материальных невзгод, постоянно выставлялся. Поддержку ему оказывали К. Писсарро и Э. Дега. На протяжении всей жизни во Франции Дзандоменеги скучал по родине (об этом свидетельствует его переписка с художниками-"маккьяйоли"), но Париж привлекал его, как и других итальянских художников, средоточием художественной жизни. В 1914 в Венеции состоялась большая ретроспективная выставка его работ. Федерико Дзандоменеги был талантливым живописцем, искусство которого оставалось глубоко национальным.

Лит.: Искусство Италии. Живопись, скульптура, архитектура X—XX вв. / Под ред. Фосси. М., 2001; De Grada R. I Macchiaioli e il loro tempo. Roma, 1963.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me