Де Росси, Анджело

(De Rossi, Angelo)

1681, Генуя, — 1715, Рим.

Итальянский скульптор. Занимал видное место в Риме в конце XVII — начале XVIII в. Учился в Венеции у Ф. Пароди. Де Росси соединил в своей манере традиции искусства Пароди с римским барокко (Дж. Л. Бернини, А. Альгарди). В 1792 получил приз в Академии Св. Луки за рельеф Три отрока в пещи огненной Навуходоносора (Рим, Академия Св. Луки). В дальнейшем продолжал работать в основном в рельефе. В 1690 исполнил мраморную статую Сатир с виноградной лозой (Генуя, Королевский дворец) в подражание античному оригиналу (в бронзе работа Де Росси была повторена в нач. ХХ в. богемским мастером А. Луесом). В 1696 выполнил рельеф на сюжет из жизни св. Иньяцио для алтаря Св. Иньяцио церкви Иль Джезу; фигуры двух ангелов — для этой же церкви; и рельеф Павел III утверждает устав иезуитской церкви. В Риме сблизился с окружением кардинала П. Оттобони, приобрел в его лице своего покровителя и заказчика. Для дяди кардинала Оттобони — папы Александра VIII — создал надгробие (1703—1720) в соборе Св. Петра. В традиции римского барокко скульптор изобразил фигуру папы, аллегории Религии и Благоразумия, рельеф пьедестала — Александр VIII канонизирует пять святых в 1703 году. Замысел надгробия принадлежал графу Э. де Сан Мартино, правой руке кардинала, командующему войсками папы в Романье. Заказ первоначально был дан другому скульптору, но затем его передали Де Росси. Исполнение этого надгробия принесло большую известность. Терракотовая статуя папы Александра VIII хранится в Художественном музее в Сан Франциско. Кардиналом П. Оттобони была заказана Де Росси статуя нового папы — Климента Альбани (терракотовый эскиз — Берлин, Нац. галерея), но мраморный и бронзовый оригиналы ее были утеряны. Для базилики Сан Джованни ин Латерано в 1710—1711 исполнил статую Св. Якова Младшего, которая была установлена в нише нефа наряду с работами самых известных мастеров Рима (Рускони, Филиппо делла Валле, Монно, Легро и др.). В 1711 был избран членом Академии Св. Луки за представленный терракотовый рельеф Поклонение волхвов. Сохранились лишь его фрагменты и рисунок (Рим, музей палаццо ди Венеция). По заказу кардинала Оттобони исполнил бюст композитора Арканджело Корелли. Предполагалось установить его на надгробии композитора в церкви Санта Сусанна (впоследствии оно было перенесено в Пантеон в 1725). Для А. Корелли выполнил рельеф Христос в Гефсиманском саду (1700—1705, Мюнхен, Гос. баварские художественные собрания), в котором остался верен традиции венецианского "живописного" рельефа, унаследованного от Пароди, обогатив его элементами римского барокко.

Лит.: De Rinaldis A. L’arte a Roma dal Seicento al Novecento. Bologna, 1949; Franz-Duhme H. N. Angelo De Rossi. Ein Bildhauer um 1700 in Rom. Berlin, 1986.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me