Дебре, Оливье

(Debre, Olivier)

1920, Париж — 1999, Париж.

Французский живописец и график. Принадлежал к артистической семье, которая поощряла его рано проявившееся увлечение живописью. С 1938 обучался в Школе изящных искусств по классу архитектуры у своего дяди Жака Деба-Понсана. Ранние пейзажи выдержаны в импрессионистической манере. В период оккупации познакомился с Пикассо, оказавшим значительное влияние на его творческие ориентации. Участвуя в освобождении Парижа, получил ранение. По окончании войны обратился к абстрактным формам в рисунках и живописных композициях. В полотнах 1950-х вертикального формата разрабатывал тему "знака-персонажа", выстраивая отвлеченные формы по схеме человеческой фигуры (Голубой знак-персонаж, 1959, Детройт, собрание Генри Форда). Густые красочные слои накладывались шпателем, образуя шероховатый рельеф. В начале 1960-х нашел в реальности иной прототип абстрактной живописи — текучий, волнующийся под порывами ветра пейзаж (Голубая композиция, 1965, Гренобль, Музей; Корни неба, 1966, Стокгольм, собрание Карин Линд). Побережья Луары, где находилась мастерская художника, вдохновили его в 1970-е на создание большой серии крупномасштабных полотен. Жидкая голубая краска, перекрывая обширные плоскости, создает фактурные и тональные колебания, соотнесенные с вибрациями небесного свода, колыханием воздушных и водных масс. Редкие прорывы зеленого цвета обостряют ассоциации с природным окружением (Голубизна Луары, 1976, Лион, Музей изящных искусств; Светлая протяженность, 1978, Париж, Гор. музей современного искусства). В 1987 для театра "Комеди Франсез" Дебре создал эффектный занавес, полыхающий огненными тонами, а в 1989 — занавес для Большого театра Гонконга. Им выполнено также несколько работ монументального плана.

Лит.: Noel B. Debre. Paris, 1984; Debre O. Espace pense, espace cree. Paris, 1999.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me