Дан, Вальтер

(Dahn, Walter)

Род. 1954, округ Крефельда.

Немецкий живописец, график, фотохудожник и рок-музыкант, яркий представитель "новых диких". Учился в Гос. художественной академии в Дюссельдорфе (1971—1977). Вслед за одним из своих учителей — художником Й. Бойсом — Дан унаследовал веру в возможность изменить общество посредством искусства и назвал творчество лучшим способом проявления инакомыслия. В 1980—1982 он стал признанным идейным лидером группы "Мюльхаймер фрайхайт", название которой соответствовало месту расположения ателье живописцев и одновременно характеризовало их как "Свободных художников Мюльхайма". На анархический характер поведения Дана повлияло мировоззрение панков, сильное увлечение рок-музыкой и искусством граффити. Он сравнивал себя и коллег с маленькими детьми, которые протестовали против общепринятых правил этики и представлений о морали. Рассматривая свое объединение как саркастическое подобие "сумасшедшего дома, детского сада и художественной школы", Дан провоцировал "новых диких" к формированию особого субкультурного стиля поведения. На концертах, приуроченных ко дням открытия и закрытия его выставок, Дан охотно выступал в роли диск-жокея и музыканта (компакт-диск под названием "Да снизойдет" вместе с рок-группой "9 Dream" ("Мечта № 9"). С 1982 Дан демонстрировал большие серии соавторских живописных произведений с Иржи Георгом Докупилом (Початок, Под душем, оба — 1982), а позднее — с Филиппом Пококком (Мутная вода Миссисипи, 1995) и другими мастерами. Увлекшись коллективной живописью, он стремился сделать художественный процесс публичным, вынести его на всеобщее обозрение. Для него всегда был важен не только конечный результат — созданная картина, но и сам процесс творчества. Живописная манера Дана, отличавшаяся нарочитой стилизацией и спонтанностью, была во многом основана на искусстве примитива и карикатуры. Проявляя большой интерес к древневосточным цивилизациям, Дан осмыслил этот пласт художественного наследия как своего рода экзотику. Его произведения получили откровенно иронический характер и стали своеобразной насмешкой над псевдоаналитическими текстами современной критики: они были примером сарказма, "живописью без идеи". Для своих произведений Дан выбирал, как правило, самые банальные мотивы, черпая их из своего прошлого и настоящего, а также из жизни современного города: надписи в стиле граффити, пьяница и курильщик, многочисленные автопортреты и портреты его друзей. Темы и сюжеты произведений отличались нарочито абсурдной саркастической интерпретацией: его собственная голова становилась квадратной наподобие экрана телевизора, перед которым он проводит слишком много времени. В другом случае на ней топчется носорог как символическое олицетворение темных подсознательных инстинктов (Без названия. Желтая голова; Без названия, вместе с И. Г. Докупилом, оба — 1984, Веймар, Новый музей, собрание П. Менца).

Лит.: Орлова Е. В. Неоэкспрессионисты и "новые дикие": от индивидуального мифотворчества к соавторской игре // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М., 1999. Вып. 6. С. 37—46; Walter Dahn: im Gesprach mit Wilfried Dickhoff, Bettina Pauly und Johannes Stuttgen. Koln, 1993; Walter Dahn: "Die Band wird genauso wichtig wie meine Kunst, und das ist nur gut fur meine Kunst". Ein Gesprach mit R. Prince // Kunstforum International. 1997. Bd. 135. S. 213—219.

Е. Орлова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me