Даль, Иоганн Кристиан

(Dahl, Johann Christian)

1788, Берген — 1857, Дрезден.

Норвежский живописец, рисовальщик. Занимался у Й. Г. Мюллера в Бергене. С 1811 обучался в Академии художеств Копенгагена; с 1817 преподавал в классе рисунка. В 1818 в Дрездене познакомился с К. Д. Фридрихом, который оказал влияние на творчество Даля. С 1820 работал в Неаполе в качестве сопровождающего датского живописца Кристиана Фредерика. Увлекся пейзажем; писал сцены извержения Везувия в Неаполе (Извержение Везувия, 1820, Копенгаген, Гос. музей искусств), как и Фридрих, изображая на первом плане фигурки людей. Жил и работал на вилле кронпринца Квизисана у Монте-Сант-Анджело в окрестностях города. У Даля много рисунков и акварелей с видами из окон виллы и террасы. Изучение голландской живописи и северных "итальянистов" привело к появлению тонального колорита в пейзажах художника. В 1826, 1834, 1839, 1844, 1850 возвращался в Норвегию. С 1836 преподавал в Академии художеств Дрездена. Живописные и графические работы Даля всегда панорамны, в них тонко передано единство световоздушной среды, окутывающей строения на первом плане, и горы вдали (Лесной пейзаж, 1820; Вид Штальхайма, 1826, обе — Осло, Нац. галерея). Подобно всем живописцам-романтикам, он часто изображал водопады (рисунок Водопад около Ломена, 1820), эффекты лунного света (рисунок Пейзаж с луной, 1824, оба — Осло, Нац. галерея). Любил писать виды морского побережья, лодки и корабли в море (Два корабля, 1826, Осло, Нац. галерея). Даль был человеком ярким и увлеченным. Подобно Ф. Вельдмюллеру в Академии художеств Вены, он был противником традиционных методов обучения, придавал большое значение работе с натуры.

Лит.: Johann Christian Dahl. 1788—1857. Ein Malerfreund Caspar David Friedrich. Ausstellung (1988—1989). Munchen, 1989; Caspar David Friedrich. Johann Christian Dahl. Zeichnungen der Romantik. Staatliches Museum Schwerin. Schwerin, 2001.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me