Глез, Альбер

(Gleizes, Albert)

1881, Париж — 1953, Авиньон.

Французский живописец и теоретик искусства. Обучался мастерству у своего отца, художника по тканям. В ранний период (1901—1907) писал импрессионистические пейзажи, затем, продолжая работать в том же жанре, обратился к обобщенным формам, очерченным четкой линией (Берега Марны, 1909, Лион, Музей изящных искусств). В дальнейшем, сблизившись с Ле Фоконье и Метценже, примкнул к направлению кубизма. В 1912 был участником кубистической выставки "Золотое сечение". Характерная для кубизма дробность форм, расчлененных на мелкие грани, усиливается в полотнах Глеза многофигурным составом композиций и разнообразием ярких цветов (Молотьба, 1912, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Футболисты, 1912—1913, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Игорь Стравинский, 1914, Нью-Йорк, собрание С. Зайслер). Входил в группировку Пюто, занимавшуюся теоретическим обоснованием кубизма, и в соавторстве с Метценже написал первую книгу об этом направлении (О кубизме, 1911—1912). В 1920-х Глез, занимавшийся преподаванием и активно выступавший в качестве художественного критика, разрабатывает новый метод, принципы которого изложены им в работе Живопись и ее законы. Необходимые следствия кубизма (1924). В его живописи зрелого периода полотно разделяется на "компартименты", внутри которых наслаиваются, отклоняясь по разным осям, плоскостные формы приглушенных оттенков (Черный центр, 1925, Лион, Музей изящных искусств; Композиция, 1933, частное собрание; Большая композиция, 1938, Париж, Гор. музей современного искусства).

Лит.: Gleizes A. Puissances du cubisme. Paris, 1969; Albert Gleizes: Catalogue de l’exposition. Paris, Centre Pompidou, 1976.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me