Гисланди, Витторе

(Ghislandi, Vittore), известный под именем фра Гальгарио (Fra Galgario)

1655, Бергамо — 1743, монастырь Гальгарио, близ Бергамо.

Североитальянский живописец. Портретист. В Бергамо учился у Дж. Котта и флорентийца Б. Бьянкини. В 1675 приехал в Венецию, где стал монахом монастыря Св. Франциска, получив имя фра Витторе. Изучал живопись Тициана и Веронезе. В 1688 возвратился в Бергамо. В 1693 снова переехал в Венецию и поступил в мастерскую живописца С. Бомбелли, начал писать самостоятельно портреты. В 1701 навсегда поселяется в Бергамо. Становится монахом монастыря Гальгарио и берет имя фра Гальгарио. Из Бергамо выезжал только в 1717 в Болонью, где стал известен и удостоился титула почетного члена Климентинской академии. Несколько раз также посетил Милан, выполняя портреты знатных заказчиков. В Милане познакомился с живописью портретиста С. Адлера, оказавшего влияние на манеру художника 1710—1720-х. Ранние произведения Гисланди, созданные в период 1690—1710-х, — Чечилия Коллеони (Бергамо, частное собрание), Старуха (Рим, частное собрание), Портрет отца (Рим, частное собрание) — исполнены в манере, напоминающей работы портретистов Бергамо Морони и К. Черези. Яркий холодный свет выделяет полуфигуры из темного фона. Колорит, скупо оживленный более светлыми пятнами синего и белого, разнообразными оттенками желтого в одежде портретируемых, несколько статичные позы моделей и застывшие выражения их лиц, подчеркнутая объективность в передаче возраста свидетельствуют о следовании художником ломбардской портретной традиции. Портреты, выполненные на протяжении второго и третьего десятилетий XVIII в., говорят о восприимчивости молодого живописца из Бергамо, овладении им приемами венецианской живописной школы. Образы ломбардских аристократов (Портрет дворянина, Болонья, собрание Молинари-Праделли; Маркиз Дж. М. Рота и капитан А. Бринцаго, Бергамо, частное собрание; Знатный маркиз Пьевани-Гвидотти, Бергамо, галерея Академии Каррара; Молодой человек в треуголке, Милан, галерея Польди-Пеццоли) еще по-барочному импозантны. Торжественным позам и жестам портретируемых, изысканному лаконизму диагональной композиции в парных портретах вторят часто избираемые художником овальные или удлиненные вертикальные форматы. Виртуозно освоенная в мастерской Бомбелли венецианская манера письма с ее тонально насыщенным легким мазком и декоративностью усиливает впечатление изысканности и представительности моделей. По-венециански декоративное разнообразие оттенков цвета в написании костюмов кавалеров и дам, их треуголок, тюрбанов, камзолов и великолепных белоснежных локонов a la Людовик XIV сведено к единой плавной тональности. Тонкое чувство гармонии цвета является в портретах этого времени значительно более сильной стороной, чем передача характера, порой заслоняемого великолепием костюма. Но в лучших портретах, созданных в 1730—1740-е, — Антиквар Ф. М. Брунтино, Молодой художник (оба — Бергамо, галерея Академии Каррара), Архитектор Дж. Б. Каньяна (Бергамо, частное собрание), Живописец (Будапешт, Музей изобразительных искусств), Молодой прелат (Милан, частное собрание), Клелия Бондури (Рим, частное собрание) — художник изображает духовно близких ему людей, подчеркивает их интеллект, талант, энергию. По сравнению с этими одухотворенными образами портреты ломбардских аристократов выглядят костюмированными и смотрятся уже произведениями прошлого века. К этому созданному Гисланди совершенно новому для итальянской культуры XVIII столетия типу портрета относятся и два автопортрета художника (1737, Бергамо, галерея Академии Каррара; Милан, Кастелло Сфорцеско). Гисланди изображает атрибуты профессии художника, этим приемом как бы концентрируя внимание зрителя на внешних приметах социальной сферы, к которой принадлежит модель. Но в автопортретах ему в наибольшей степени удалось раскрыть и внутренний мир художника XVIII столетия, который впервые осознал свое предназначение не только как внимательного наблюдателя, но перед которым открылась и возможность творческой свободы в оценке мира. Гисланди стал создателем портрета нового века — века Просвещения. Его творчество оказало значительное влияние на европейский портрет XVIII столетия.

Лит.: Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. М., 1966; Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Pelandi L. Fra Galgario. Roma, 1934; Locateli-Milesi A. Fra Galgario. Bergamo, 1945; Fra Galgario e il Settecento in Bergamo. Mostra, luglio-settembre, 1955. Bergamo, 1955; Pallucchini R. Fra Galgario. Bergamo, 1967.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me