Вейт, Филипп

(Veit, Philipp)

1793, Берлин — 1877, Магонца.

Немецкий живописец, рисовальщик. Принадлежал к младшему поколению художников-назарейцев, работавших в Италии. Сын Ганса Вейта, директора галереи в Лейпциге, брат Юлиуса Вейта, живописца. С 1811 работал в Вене, был дружен с И. А. Кохом. С 1815 — в Италии, где сблизился с мастерами "Lucasbund" ("Братства Св. Луки"), разделяя их эстетические взгляды на создание "нового христианско-патриотического искусства" как искусства, вдохновленного христианской религией. Изучал культуру Средневековья, сблизившись с И. Д. Пассаваном и К. фон Румором, известным историком искусства (посетил с ним Флоренцию). В Риме принял участие в двух крупных коллективных работах назарейцев — фресковых росписях дворца прусского консула в Риме С. Бартольди (1816—1817, Каза Бартольди), где исполнил центральную фреску плафона Иосиф и жена Потифара, и в украшении зала Данте (1817—1829) на вилле принца Карло Массимо (фреска Рай). Был приглашен А. Кановой для украшения люнетов Браччо Нуово (зала музея Пио-Климентино) в 1816—1821. Исполненная им здесь роспись 15-го люнета повествовала о реставрации Колизея под руководством архитектора Дж. Валадье. В 1819 Ф. Вейт принял участие в первой совместной выставке назарейцев в римском палаццо Каффарелли. Станковые полотна Христос в Гефсиманском саду, Бегство в Египет, Благовещение (1820-е, Берлин, Нац. галерея) исполнены под влиянием произведений итальянских "примитивов". Программными работами явились акварели Италия (1833, Бремен, Художественный музей) и Германия (1834, Вадуц, фонд Ратен), в которых, подобно Ф. Овербеку и Ф. Фору, он выразил преклонение перед искусством двух стран, наследниц великих христианских культур. Фигура Италии изображена на фоне античных руин, а Германии — немецкого пейзажа с замками по берегам Рейна. Принц Людвиг I Баварский, ставший королем и всегда покровительствовавший назарейцам, пригласил Ф. Вейта в Мюнхен, где он принял участие в росписях залов его резиденции и был назначен (по рекомендации П. Корнелиуса) преподавателем Академии художеств. Вейт, как и все члены "Братства Св. Луки", много рисовал в Италии. На одном из рисунков запечатлен хозяин кафе "Греко" на виа Кондотти в Риме — грек Никола делла Маддалена. Здесь любили бывать назарейцы. Рисунок Танец крестьян (1817, Вена, Альбертина) передает сцену из народной жизни. Крестьяне изображены в национальных костюмах эпохи Возрождения, они танцуют на фоне ренессансных построек. Подобная стилизация часто присутствовала в работах назарейцев, но в неменьшей степени их привлекала и современная действительность. С 1830 Ф. Вейт возглавлял Штеделевский институт искусств во Франкфурте-на-Майне, был автором украшающих его росписей.

Лит.: Gallwitz K. Die Nazarener im Rom. Ein deutscher Kunstlerbund der Romantik. Ausstellung: Katalog. Rom. Galleria Nazionale d’Arte moderna e contemporanea. 1981. Munchen, 1981; Spahn M. Philipp Veit. Bielefeld, 1906; Suhz N. Philipp Veit (1793—1877). Leben und Werk eines Nazarenes. Weinheim, 1991.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me