Ведова, Эмилио

(Vedova, Emilio)

Род. 1919, Венеция.

Итальянский живописец, представитель абстракционизма. Начал заниматься живописью в раннем возрасте под впечатлением от искусства Тинторетто и Пиранези. Специального образования не получил. В 1942— 1943 входил в объединение "Корренте", противостоявшее официальному искусству фашистской диктатуры. Был участником движения Сопротивления. К этому времени относятся первые опыты Ведова в области коллажа и геометрической абстракции. В 1947 был одним из инициаторов "Нового фронта искусств", объединившего художников-антифашистов. В 1950, при распаде объединения, вошел в ассоциацию абстракционистов "Группа восьми". В период 1947—1950 создал серию Черных геометрий. Посещая Париж, сблизился с французскими экзистенциалистами, под воздействием которых перешел от геометрической абстракции к спонтанной "живописи жеста" (большие серии Цикл протеста 53 и Цикл природы 53, выполненные в 1953). В работах 1950-х преобладает черный цвет, пересекающиеся мазки краски набрасываются на холст импульсивным патетическим жестом (Образ времени, 1951, Венеция, фонд П. Гуггенхейм; Современное распятие, 1953, Рим, Нац. галерея современного искусства; Город-заложник, 1954, Венеция, фонд П. Гуггенхейм). С начала 1960-х приступил к созданию "плюрими" — произведений с мобильными элементами, энергично развертывающимися в пространстве (серия Берлинский дневник абсурда 64, 1964). Для итальянского павильона Всемирной выставки в Монреале выполнил монументальное произведение Пространство-множество-свет (1967).

Лит.: Vedova. Il Planetario: Catalogue. Trieste, 1980.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me