Репин Илья Ефимович

(1844-1930), русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (конец 1863) у И. Н. Крамского и в АХ (1864-71; преподавал в 1894-1907, ректор в 1898-99). Пенсионер АХ в Италии и Франции (1873-76). Член ТПХВ (с 1878; см. Передвижники). В годы учёбы на формирование Репина как художника большое влияние оказали Крамской и другие члены Артели художников, а также критик В. В. Стасов. Познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал её убеждённым приверженцем. Наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образно-эмоциональной характеристики отчётливо проявились уже в ранних работах Репина (портреты Р. Д. Хлобощина, 1868, и В. А. Шевцовой, 1869, — оба в ГРМ; "Воскрешение дочери Иаира", 1871, ГРМ). С начала 70-х гг. Репин выступил как художник-демократ, борющийся против далёкого от жизни академического искусства. В 1870-73 после поездок на Волгу и длительной работы над этюдами Репин в картине "Бурлаки на Волге" (ГРМ) пришёл к глубокому и яркому истолкованию жизни бурлаков; обличая эксплуатацию народа, он одновременно утверждал скрытую в нём силу и зреющий протест. Жанровая картина, каждый из героев которой наделён индивидуальной характеристикой, приобрела монументальный характер, став обобщенным изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но утверждающим народ как положительную силу общества. Пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. В 1873-76 в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы; важным шагом в овладении пленэрной живописью (см. Пленэр) были пейзажи этого периода ("Дорога на Монмартр в Париже", 1876, ГТГ). По возвращении из-за границы, в Чугуеве, Репин создал портреты, отличающиеся исключительной силой типизации ("Мужик с дурным глазом", ГТГ, "Мужичок из робких", Горьковский художественный музей, "Протодьякон", ГТГ, — все 1877). В конце 70-х — начале 80-х гг. Репин сначала в Чугуеве, а затем в Москве увлечённо работал над крестьянской темой ("Проводы новобранца", 1879, ГРМ), раскрывая в некоторых произведениях социальные противоречия в жизни русской деревни ("В волостном правлении", 1877, ГРМ). Эти работы подготовили Репина к созданию полотна "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83, ГТГ), в котором ему удалось показать многообразие жизни пореформенной России, сложность существующих в ней социальных отношений. Это произведение стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о чванливых барах и других "хозяевах" деревни, в нём бичевались мерзости существующего строя и прославлялся народ, угнетённый и обманутый, но великий и могучий. В строго продуманной композиции картины, в её живописном строе проявилось высокое мастерство Репина, передавшего световоздушную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены. В 80-х гг. Репин много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, он создал целую галерею образов, ярко отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения ("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали", 1884-88, — все в ГТГ). В центральном произведении цикла — "Не ждали" — изображена сцена возвращения ссыльного домой. Репин показал сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Композиционное построение картины обусловлено психологическими взаимоотношениями героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Репин пользовался чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму. Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин придавал бытовому жанру то высокое значение, которое до того имела лишь историческая живопись.

Репин создал большую портретную галерею своих современников, в которой проявилось его умение раскрыть личность и в психологическом, и в социальном плане: портреты В. В. Стасова (1873), А. Ф. Писемского (1880); М. П. Мусоргского (1881), П. А. Стрепетовой (1882), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) — все в ГТГ. Высокого мастерства он достиг и в графике; его карандаш свободно передавал натуру во всей её красоте и многообразии (рисунок "Девочка Ада", 1882, ГТГ, "Невский проспект", 1887, ГРМ). В 80-90-х гг. он много работал над иллюстрациями.

Репин работал и в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репина привлекали психологические и драматические задачи изображения сильных натур, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами ("Царевна Софья", 1879, ГТГ). Картина "Иван Грозный и сын его Иван" (1885, ГТГ), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним значительным историческим произведением Репина была картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91, ГРМ), главным героем которой стал свободолюбивый народ. В 90-х гг. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Репина отступником от идей демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Репин вернулся на прежние позиции. В поздний период при отдельных удачах Репин уже не создал картин, равных произведениям 70-80-х гг. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. — это графические портреты, модели которых — обычно люди с ярко выраженным творческим, артистическим началом ("Э. Дузе", уголь, 1891, ГТГ), а также впечатляющие остротой социальных характеристик при скупости живописных средств портреты-этюды к монументальному групповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета" (выполнен совместно с художниками Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, ГРМ). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина — одна из вершин русского демократического искусства. Ученики Репина — И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский, Кустодиев и многие другие. После 1917 Репин, живший в усадьбе "Пенаты" в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом (Куоккала, ныне Репине, до 1940 принадлежала Финляндии), но не порывал связей с родиной, мечтал вернуться в СССР. "Пенаты", где он умер и похоронен, с 1940 Меморальный музей Репина имеется также в Чугуеве.

Репин Илья Ефимович

Портрет П. А. Стрепетовой. 1882. Третьяковская галерея. Москва.

Репин Илья Ефимович. Рис. 2

"Не ждали". 1884 — 1888. Третьяковская галерея. Москва.

Репин Илья Ефимович. Рис. 3

Летний день в Абрамцеве

Репин Илья Ефимович. Рис. 4

Портрет невропатолога и психиатра Владимира Михайловича Бехтерева

Репин Илья Ефимович. Рис. 5

«Бурлаки на Волге», 1870-1873, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Репин Илья Ефимович. Рис. 6

«Запорожцы», 1880-1891, Харьковский государственный музей изобразительных искусств

Репин Илья Ефимович. Рис. 7

«Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», 1870-1873, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Репин Илья Ефимович. Рис. 8

Mikhail Glinka

Репин Илья Ефимович. Рис. 9

Portrait of Leo Tolstoy (1887).

Репин Илья Ефимович. Рис. 10

Автопортрет, 1878

Репин Илья Ефимович. Рис. 11

Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре (1698).

Репин Илья Ефимович. Рис. 12

Какой простор

Репин Илья Ефимович. Рис. 13

Крестный ход в Курской губернии.

Репин Илья Ефимович. Рис. 14

Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу.

Репин Илья Ефимович. Рис. 15

Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых

Репин Илья Ефимович. Рис. 16

Портрет генерала и государственного деятеля Михаила Ивановича Драгомирова

Репин Илья Ефимович. Рис. 17

Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского

Репин Илья Ефимович. Рис. 18

Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова

Репин Илья Ефимович. Рис. 19

Портрет поэта великого князя Константина Константиновича Романова

Репин Илья Ефимович. Рис. 20

Портрет филантропа Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс

Репин Илья Ефимович. Рис. 21

Садко в Подводном царстве

Репин Илья Ефимович. Рис. 22

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения

Репин Илья Ефимович. Рис. 23

Иов и его друзья

Сочинения: Далекое близкое, 6 изд., (М.), 1961.

Литература: Федоров-А. А. Давыдов, И. Е. Репин, М., 1961; И. Э. Грабарь, И. Е. Репин, т. 1-2, М., 1963-64; Новое о Репине, Л., 1968; О. А. Лясковская, И. Е. Репин, (3 изд.), М., 1982; К. И. Чуковский, И. Репин, 2 изд., М., 1983; И. Репин. Живопись. Графика. Альбом, Л., 1985.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. РЕПИН Илья Ефимович — РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) — российский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности ("Крестный ход в Курской губернии", 1880-83) — работал над темой революционного движения ("Арест пропагандиста", 1880-92; "Не ждали", 1884-88). Большой энциклопедический словарь
  2. Репин Илья Ефимович — (1844, Чугуев, ныне Харьковской области, Украина, — 1930, Куоккала, ныне Репино Ленинградской области), живописец, график. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (у Р.К. Жуковского и И.Н. Москва. Энциклопедический справочник