Ренуар Пьер Огюст

(Renoir) (1841-1919), французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. В 50-х гг. расписывал изделия из фарфора, веера. В 1862-64 учился в школе изящных искусств, где сблизился с К. Моне, А. Сислеем и Ф. Базилем. В ранних работах Ренуара сказывается воздействие Г. Курбе и Э. Мане. На рубеже 60-70-х гг. Ренуар переходит к пленэрной живописи, органически включая человеческую фигуру в изменчивую световоздушную среду ("Купание на Сене", 1869, ГМИИ). Его палитра светлеет, лёгкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается тонкими серебристо-жемчужными рефлексами, оттенёнными мягкими пятнами тёплых воздушных теней ("Ложа", 1874, Институт Кортолда, Лондон). Ренуара интересовал человек в его естественном бытии — единстве с природой, общении с людьми, в случайных жизненных ситуациях. Он отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни — балам, танцам, прогулкам и т. п., словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия ("Мулен де ла Галет", 1876, Музей импрессионизма, Париж). Изображённые им эпизоды, точно выхваченные из потока жизни, вместе с тем как бы замедлены, задержаны на мгновение, композиция их уравновешена и упорядочена. Особое место в творчестве Ренуара занимают женские образы, отличающиеся поэтическим обаянием. Внутренне различные, но внешне сходные между собой, они словно отмечены печатью общей эпохи и среды ("После обеда", Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, "Зонтики", Национальная галерея, Лондон, — оба 1879). В женских портретах наряду с особенностями и тончайшими нюансами настроения модели — эмоциональность и артистичность натуры в этюде к портрету актрисы Ж. Самари (1877, ГМИИ), чистота и непосредственность юного характера в портрете "Мадемуазель Гримпель с голубой лентой" (частное собрание, Париж) — он выявляет и присущее им извечное женственное начало. В изображении обнажённой натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании тёплых телесных тонов со скользящими лёгкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими поверхности картины гладкость и матовость ("Нагая женщина, сидящая на кушетке", 1876, ГМИИ). Замечательный колорист, он часто добивается ощущения монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов ("Девушки в чёрном", 1883, ГМИИ). С 80-х гг. Ренуар тяготеет к классической ясности и обобщённости образов, в его живописи нарастают черты декоративности и идиллизма, палитра сводится к сочетанию нескольких цветов, фигуры очерчиваются контуром. Ренуар выполнил многочисленные рисунки, отличающиеся лаконизмом, лёгкостью и воздушностью штриха. Скульптура Ренуар ("Венера", бронза, 1914-16, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн) стилистически близка произведениям А. Майоля.

Ренуар Пьер Огюст

"Девушки в чёрном". 1883. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

Ренуар Пьер Огюст. Рис. 2

Жюли Мане с кошкой, 1887, Музей Орсе, Париж

Ренуар Пьер Огюст. Рис. 3

Aline Charigot. Philadelphia Museum of Art. 1885.

Ренуар Пьер Огюст. Рис. 4

Chrysanthemums

Ренуар Пьер Огюст. Рис. 5

Diana als Jagerin

Ренуар Пьер Огюст. Рис. 6

Die grosen Badenden

Ренуар Пьер Огюст. Рис. 7

Gabrielle aux Bijoux, 1910

Ренуар Пьер Огюст. Рис. 8

Le Pont du chemin de fer a Chatou

Ренуар Пьер Огюст. Рис. 9

Summertime

Ренуар Пьер Огюст. Рис. 10

Портрет актрисы Жанны Самари (1877)

Литература: И. Вельчинская, Ренуар. Альбом, М., (1970); А. Перрюшо, Жизнь Ренуара, пер. с франц., М., 1979.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me