Монастырь

(от греч. monasterion — келья отшельника), в ряде религий — общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными особенностями зодчества разных стран и народов, отражает их функции и их менявшуюся роль в обществ. жизни. Древнейшие монастыри — буддийские, появились во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии и распространились в странах Южной и Восточной Азии. Пещерные монастыри в Индии (в Аджанте, II в. до н. э. — VII в. н. э.) и Китае (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353-366) включали вырезанные в скале молитв, залы (чайтья) со ступами, кельи, монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки. Монастыри из наземных построек в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в Нанкине, Китай, XIV-XVII вв.; Салин в Мандалае, Бирма, вторая половины XIX в., и др.) имели характер живописных комплексов, состоящих из молитв, и жилых сооружений, мемориальных храмов и пагод, или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окру- жённых деревянными храмами-павильонами. Ламаистские монастыри Тибета (обычно располагавшиеся по склонам гор), Монголии, Бурятии, Калмыкии в основном представляли собой регулярные комплексы из ярусных храмов и домов лам (Самье в верховье р. Цангпо, Тибет, середина VIII в.; Да-Хуре в Улан-Баторе, XVII-XVII вв,). Суровый крепостной характер носили первые христианские монастыри, появившиеся в IV-VI вв. в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Они были окружены мощными стенами и включали храмы (терхнефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. В VI-IX вв. сформировался архитектурный тип западноевропейского католического монастырского комплекса (сохранился план монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, около 820), имевшего регулярную планировку, где доминировала церковь, к которой примыкал дворик-клуатр с галереями, окружённый другими монастырскими помещениями и постройками (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88; Клюни в Бургундии, 1088-XII в.). Композиция монастыря варьировалась различными монашескими орденами. С экспансией немецкого ордена связаны монастыри-замки, где клуатр и залы включены в единый объём (Верхний замок в Мальборке, Польша, конец XIII-XIV вв.). В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки). Православные монастыри Византии, балканских стран, Руси, Армении имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся иногда в течение веков (монастырь Хора в Константинополе, V-XV вв.; монастырские комплексы на Афоне, X-XI вв., и в Метеоре, XIV-XVIII вв., — оба в Греции; Санаин в Армении, Киево-Печерская лавра в Киеве, и др.). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль стен располагались кельи, в центре — собор, трапезная, колокольня, колодец. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные монастыри, вырезанные в скалах (Давид Гареджа, Гегард). Живописные архитектурные ансамбли представляют собой русские монастыри. При их основании и расширении учитывались расположение (при слиянии рек, у озера, на острове и т. д.), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные функции монастыря определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский монастырь). Построенные вокруг городов или в их черте русские монастыри образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (Донской монастырь, Новодевичий монастырь в Москве и др.). Архитектурные формы русских монастырей до середины XVI в. были строгими, лаконичными, а к концу XVII в. обогатились красочным узорочьем. Пространственная композиция и силуэт монастыря активно участвовали в формировании облика городов.

В период Возрождения и барокко монастыри потеряли крепостное значение, Вместо них появились парадные ансамбли монастырей- дворцов, построенные компактно, по единому плану (Эскориал, Смольный монастырь в Ленинграде и др.). В XIX-XX вв. новые монастыри строятся редко (монастырь Ла-Турет в Эвё, Франция, 1956-59, архитектор Ле Корбюзье) и не играют значительной роли в застройке города, старые монастыри часто становятся музеями веками накопленных богатств архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно- прикладного искусства.

Монастырь

Ансамбль Успенского монастыря в г. Старица (Калининская область). 16 — 18 вв.

Литература: М. А. Ильин, К истории архитектурной композиции русских монастырей XVII в., в кн.: Ежегодник института истории искусств, 1954, М., 1954; Braunfels W., Abendlдndische Klosterbaukunst, Koln, 1969.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. монастырь — -я, м. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталами. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти в монастырь. Малый академический словарь
  2. монастырь — Монасты́рь/. Морфемно-орфографический словарь
  3. монастырь — орф. монастырь, -я Орфографический словарь Лопатина
  4. монастырь — Древнерусское – манастырь. Старославянское – манастырь. Греческое – monasterion (жилище, келья монаха). Существительное «монастырь» является греческим по происхождению и используется с X... Этимологический словарь Семёнова
  5. монастырь — Лавра, обитель, общежитие, пустынь, скит см. >> убежище Словарь синонимов Абрамова
  6. монастырь — монастырь , -я Орфографический словарь. Одно Н или два?
  7. монастырь — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? монастыря, чему? монастырю, (вижу) что? монастырь, чем? монастырём, о чём? о монастыре; мн. что? монастыри, (нет) чего? монастырей, чему? монастырям, (вижу) что? монастыри, чем? монастырями, о чём? о монастырях... Толковый словарь Дмитриева
  8. монастырь — Заимств. из ст.-сл. яз., где монастырь < греч. monastērion «монастырь» < «келья» (отшельника, монаха), суф. производного от monos «одинокий, один». См. монах. Этимологический словарь Шанского
  9. Монастырь — (греч. monasthrion — уединенное жилище, от monas — одинокий и threw — оберегать) — общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие монастыри — буддийские — появились во 2 пол. Архитектурный словарь
  10. монастырь — МОНАСТЫРЬ -я; м. [греч. monastērion — уединённое место, келья отшельника] 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталами. Мужской, женский м. (также: разг. Толковый словарь Кузнецова
  11. монастырь — МОНАСТЫРЬ, я, м. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Территория, храм и все помещения такой общины. м. на берегу озера. Ограда монастыря. Толковый словарь Ожегова
  12. монастырь — Монастыря, м. [греч. Monasterion]. 1. Земельно-церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти (поступить) в монастырь. || собир. Члены этой общины. Собрались всем монастырем. Большой словарь иностранных слов
  13. монастырь — МОНАСТ’ЫРЬ, монастыря, ·муж. (·греч. Monasterion). 1. Земельно-церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Толковый словарь Ушакова
  14. монастырь — Заимствовано древнерусским языком из греческого, где находим monasterion. Этимологический словарь Крылова
  15. монастырь — монасты́рь род. п. -я́, народн. намасты́рь (под влиянием на и мост), маласты́рь, ряз.; укр. манасти́р, др.-русск. монастырь, ст.-слав. манастырь (Супр., Еuсh. Sin.), болг. мънасти́р. Заимств. из ср.-греч. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. монастырь — монастырь м. 1. Религиозная община давших обет воздержания монахов или монахинь с едиными правилами коллективной аскетической жизни, с особой церковно-хозяйственной организацией и с единым уставом. 2. разг. Члены такой общины. Толковый словарь Ефремовой
  17. монастырь — МОНАСТЫРЬ м. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. || Яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. || Моск. Толковый словарь Даля
  18. Монастырь — (болгарск. Битоль или Бетель [обитель?] турецк. Толи-монастир, лат. Bitolia, Butelium) — гл. г. вилайета в Западной Македонии (европ. Турции), на высоком логе (550 м высоты, 20 км шириной и 70 км шириной), окруженном высокими горами и прорезанном... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона