Вуаль
(от франц. voile — покрывало, завеса)
1. Тонкая сетка, деталь женской шляпы. Вуаль появилась на Востоке, где женщины закрывали лицо густой сеткой, без которой не разрешалось выходить из дома, а дома нельзя было снимать в присутствии чужих. В Египте женщины закутывались в тонкую вуаль, отсюда она проникла в Грецию. Греческая вуаль не закрывала лицо, а была деталью костюма. В эпоху римских императоров вуали были также очень популярны. Как украшение к головным уборам вуали распространились в Европе в эпоху Средневековья — в период готики, когда стал модным эннэн. В XVI в. вуали исчезли, и только испанки продолжали носить черную мантилью. В одежде барокко и рококо вуали встречаются редко; во времена французской революции их носили на высоких шляпах. В эпоху бидермейер вуали вновь украшают женские шляпы, особенно цилиндры, которые были частью костюма. С начала XIX в. появляются вуали, сделанные из тюля, которые в современной моде остаются дополнением торжественного убора, прежде всего свадебного.
2. Тонкая, прозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Вырабатывается из гребенной пряжи повышенной крутки, очень легкая. Вуаль жестковата на ощупь, сыпуча и может раздвигаться в швах. Бывает отбеленной, гладко-крашеной и набивной; мерсеризуется. Используется главным образом для изготовления женских платьев и блузок.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
* * *
франц. — легкая, полупрозрачная, очень тонкая ткань, хлопчатобумажная полотняного переплетения, вырабатывается из более толстой пряжи, чем вольта, но усиленной крутки; редкая сетка из тонкой хлопчатобумажной пряжи, нитей вискозного шелка или капрона. Ткань идет в основном на женские платья. сетчатая вуаль может служить отделкой для шляп и пр. Первоначально вуаль была непременной деталью костюма: паранджа, чадра — на Ближнем Востоке, биссус — у египтян, в эпоху Римской империи это уже популярное украшение. С 4 в. белая вуаль — символ чистоты — обязательное украшение христианской невесты, черная — означает траур. 14-15 вв. — культ вуалей: женщины прикрепляют их на эннен, мужчины — на шляпы; их душат духами. То исчезая, то появляясь, пережив всплеск в конце 19 — начале 20 вв., когда было модно крепить их к краям шляпки, чтобы прикрыть лицо, они дожили до наших дней, сохранившись в некоторых странах как деталь одежды в нарядах женщин-мусульманок и как ткань в летних нарядах эмансипированных дам.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Энциклопедия моды и одежды