Веер
Слово произошло от глагола «веять» — дуть, обдавать потоком воздуха. Родина веера — Восток, где вместе с опахалом и зонтиком он был одним из атрибутов царского достоинства. В Японии в давние времена веер служил символом военной власти и употреблялся генералами при командовании (на таком веере было изображено серебряное восходящее солнце). Бронза, слоновая кость, сандаловое дерево, перламутр, черепаха, серебро и золото служили материалом для японских вееров. Но самыми ценными считались веера из белой пеньковой бумаги с живописью.
В Европе во всеобщее употребление веера входят в 16 в. В Испании делают вентароллу в Италии — веера круглой формы и веера, украшенные перьями, — они входят в моду во Франции благодаря Екатерине Медичи. Вообще в Италии изготавливались веера различной формы: в виде древесного листа, украшенного цветами; складные, современной формы. В Англии королева Елизавета (1558-1603) установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок — веер, поэтому она была названа «покровительницей вееров». В эпоху Людовика XIV (1638-1715) веера во Франции, достигли необыкновенного совершенства. Благодаря влиянию маркизы де Помпадур веера расписывают великолепные живописцы, такие как Ватто, Буше и др. С революционными событиями цветы, амуры и пастушки, изображенные на веерах, уступают свое место портретам политических деятелей (Мирабо, Марат и др.) и изображениям текущих событий. Веера изготавливают в этот период из грубой материи. В период Директории в моду входят веера-лилипуты, небольших размеров, мода на них держится довольно долго. Во второй половине 19 в. веер сохраняется преимущественно только в бальных залах, а к началу 20 в. исчезает совсем. Последний гвоздь в крышку футляра для веера забил немецкий журнал: «...Нет ничего вреднее для здоровья, чем овевание разгоряченного тела, приводящее к головным болям, жару и смертельному исходу». Дамы решили сохранять свое здоровье — и веер, практически, исчез.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
* * *
приспособление, которым обмахиваются во время жары, чтобы стало прохладнее. Изобретен в древности в странах с жарким климатом (Египет, Индия, Китай и др.). Вначале В. служили листья пальм и лотоса. В дальнейшем — плетеные деревянные, металлические основы или основы из ткани или бумаги, натянутые на раму. В Японии и Китае В. являлся важнейшей принадлежностью религиозных и придворных церемоний, частью бытового костюма. Позднее в Китае появились складные В., скрепленные у основания штифтом, а в верхней части соединенные лентой или тонкой тканью. Такой тип веера был перенесен в Европу и получил наибольшее распространение в XVII-XIX вв. Веер стал ювелирным украшением костюма. Создавались нарядные, часто высокохудожественные В. из ценных материалов (слоновой кости, перламутра, драгоценных металлов, шелка, кружев, страусовых перьев и др.); ручки украшали драгоценными камнями, чеканкой, резьбой, эмалью. Материал и характер украшений менялись в соответствии с эпохой, стилем и модой.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
* * *
(слово народной этимологии, от нем. Facher — под влиянием русского слова «веять»)
«опахало для навевания на себя прохлады» (по Д. Н. Ушакову).
История веера не намного короче истории человека. Сначала появились опахала из листьев, звериных шкур, птичьих перьев. Таким опахалом можно было отгонять насекомых или раздувать пламя костра.
Древние египтяне превратили веер в символ счастья и небесного покоя. Владеть им могли лишь очень знатные люди и фараон. Поэтому одна из почетных придворных должностей называлась так: носитель веера с левой стороны. Такую обязанность исполнял, как правило, родственник фараона или кто-либо из самых знатных придворных.
У этрусков и древних греков веера делали из перьев павлина. Веерами из павлиньих перьев пользовались и римские матроны; павлины для этой цели специально разводились на острове Самосе. Обмахивалась веером римская матрона не сама, к ее услугам был молодой невольник (flabellifer от лат. flabellum — веер и fero — носить). Поэтому у римских вееров были длинные ручки.
В европейском светском обиходе веер появился, по-видимому, с конца XVI века и имел явно дальневосточное происхождение — китайское и японское; об этом говорит то, что он был складным (античный веер не складывался, сохраняя форму опахала. Такое опахало еще и сегодня можно видеть во время торжественных процессий папы римского). Складной веер носили привязанным к поясу.
Как и все предметы быта, веера испытали влияние художественных стилей. Так, во времена барокко в моду вошли дорогие веера из кожи, пергамента, шелка и бумаги — их снабжали зеркальцем и обрамляли перьями страуса или павлина. Расписывать веера нередко поручали крупным художникам. Известно, например, что этим занимались А. Ватто (A. Watteau, 1684–1721) и Фр. Буше (Fr. Boucher, 1703–1770), представители стиля рококо в живописи.
Язык веера — изобретение испанок, для которых он стал непременной принадлежностью туалета. Цвет веера, манера его держать и носить приобрели особый смысл. В Испании знали чуть ли не 100 способов изъясняться с помощью веера, чему способствовал достаточно замкнутый образ жизни женщин в стране со строгими религиозными запретами. Так, закрытым веером выражали свое презрение. Рукоятью, направленной вперед, — требование убираться подальше и побыстрее. Полуоткрытым веером давали понять о своем расположении; открытым — любовь без всяких оговорок.
Французская революция покончила с веером. С ним расстались — и не только во Франции. Но уже со времен Директории (1795–1799) веер столь же спонтанно возвращается в дамский обиход.
(К.А. Буровик. Красная книга вещей. М.1996)
Энциклопедия моды и одежды