Библейский словарь Вихлянцева

Пасха

П’асха (проходить мимо) — величайший еврейский праздник (Иоан.2:13), празднуемый в память чудесного избавления из египетского плена (Исх.12:1 -24). Пасхой в Исх.12:21 ; Втор.16:2 назван также и сам пасхальный агнец а в Исх.12:26 -27 все служение названо пасхальной жертвой Господу. Пасха праздновалась в 14-й день первого месяца Авив (Нисан) независимо от дня недели (Исх.12:6) (фактически уже 15-го, ибо день (см.) у евреев начинался вечером с заходом солнца). Если этот 15-й день совпадал с субботой, то она называлась великой (Иоан.19:31). Пасхального агнца нужно было приготовить в 10-й день, заколоть в 14-й, есть печеным, оставшееся сжечь в ту же ночь (Исх.12:3 ,6,9,10). Пасху разрешалось (в случае нечистоты) совершать и во второй месяц (Чис.9:10 -13). Ее должен был совершать и всякий пришелец, живший среди евреев (Лев.9:14). Вслед за Пасхой (точнее, в тот же 15-й день) начинались семь дней опресночных (Исх.12:18 ; Мат.26:17 ; Мар.14:12), в которые полагалось удалить из домов всякую закваску и есть только опресноки. Заколать пасхального агнца закон требовал только в том месте, где пребывало имя Господа (то есть пред скиниею или храмом) (Втор.16:1) и есть его разрешалось только мужчинам (Втор.16:7 ,16). Первый раз евреи совершили Пасху в Египте (·Исх.12), второй раз — в пустыне (·Чис.9) и в третий раз — перейдя Иордан, в Галгале, на Ханаанской земле (Нав.5:10 -11). Во время Судей она, видимо, праздновалась довольно регулярно, но позднее о Пасхе упоминается только при Езекии (·2Пар.30) и при Иосии (4Цар.23:22 ; 2Пар.35:19), то есть более, чем через 500 лет после Судей. Судя по 2Пар.30:10 -11, праздником этим уклонившиеся в идолопоклонство евреи пренебрегали. Позже это служение было восстановлено при Ездре (Езд.6:18 -19).

Но наша Пасха — Христос (1Кор.5:7), умерший и воскресший для нашего оправдания. Слава Ему! Существуют различные мнения о дне, в который Господь совершил Свою последнюю Пасху (вечерю) со Своими учениками. По синоптическим Евангелиям может показаться, что это произошло вечером 14 Нисана (точнее — в начале 15-го, в первый день опресноков) (Мат.26:17 ; Мар.14:12 ; Лук.22:7). В этом случае Он был схвачен, судим и распят в самый праздник, чего начальники иудейские не хотели допустить (Мат.26:3 -5). Они либо нарушили это свое решение, либо последняя вечеря произошла в другой день. По Лук.23:54 ; Иоан.18:28 ,39; Иоан.19:14 день суда и казни Иисуса падает на пятницу перед Пасхой, следовательно, вечеря по всей вероятности состоялась накануне — 13 Нисана, в четверг. В Исх.12:10 сказано: «оставшееся... сожгите на огне». Но если Пасха совпадает с пятницей, а первый день опресноков — с субботой, то по Исх.35:3 огня зажигать нельзя и тогда сжечь оставшееся невозможно. В этом случае, видимо, Пасху можно было есть в четверг 13 Нисана. Возможно также, это была просто предпасхальная вечеря (ужин) Иисуса с Его учениками (Иоан.13:1 -2,29), на котором Он дал им Свои последние наставления и молился о них (·Иоан.13 — 17). Ибо съедать пасхального агнца нужно было торопливо, с посохами в руках и обувью на ногах (Исх.12:11), на этой же вечери Иисус и Его ученики неторопливо возлежали (Мат.26:20 ; Мар.14:18 ; Лук.22:14 ; Иоан.13:4 ,12).

Современный праздник Пасхи, в который празднуется воскресение из мертвых Иисуса Христа, отмечается в западных и восточных церквах в один и тот же день только раз в три года, а в другие годы с разницей в одну или пять недель. Это происходит оттого, что дату праздника на западе и на востоке определяют по различным сложным эмпирическим формулам или таблицам, смысл которых теперь мало понятен. Во 2 ·в. разгорелись особенно сильные споры по поводу точной и общей даты этого праздника. 1-й Вселенский собор в Никее в 325 ·г. постановил праздновать Пасху всем в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним новолуния. Но это решение так и не было осуществлено. Еврейская Пасха фактически также была подвижным праздником относительно годичных сезонных изменений. Это объясняется тем, что еврейский год был лунным и, примерно, каждые три года к нему добавлялся високосный месяц Ве-Адар. (см. месяцы, праздники)

Полный и подробный словарь к русской канонической Библии

Значения в других словарях

  1. Пасха — (греч. páscha, от древнееврейского песах, буквально — прохождение) иудейский и христианский праздник. В древности кочевые семитские племена праздновали П. в связи с весенним отёлом скота. При переходе этих племён к оседлости и земледелию (13—12 вв.  Большая советская энциклопедия
  2. пасха — -и, ж. 1. Весенний иудейский религиозный праздник. 2. Христианский праздник, посвященный воскресению мифического основателя христианства — Христа. 3. Сладкое кушанье из творога в форме небольшой четырехгранной пирамиды, изготовляемое ко дню этого христианского праздника. [От др.-евр. pēsah]  Малый академический словарь
  3. ПАСХА — (греч. pasxa, от др.-евр. pesach, букв. — прохождение) — иудейский и христ. праздник. Древнейшая П. у кочевых семитских племен была праздником весеннего отела скота, в связи с чем в жертву приносился новорожденный ягненок.  Советская историческая энциклопедия
  4. пасха — Па́сх/а.  Морфемно-орфографический словарь
  5. Пасха — Переход, пощада (евр.). Ежегодный праздник еврейского народа в память выхода из Египта под предводительством Моисея и чудесного перехода Чермного (Красного) моря; христианская Пасха означает переход от смерти к жизни и от земли к небу.  Краткий церковнославянский словарь
  6. Пасха — См. Песах  Энциклопедия иудаизма
  7. Пасха — I. HАЗВАHИЕ Евp. слово пэсах означает в Библии, с одной стороны, пpаздник П., а с дpугой — пpаздничную жеpтву, пасх. агнца. Это слово является пpоизводным от глагола, пеpвонач.  Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. Пасха — (греч. πάσχα, от ивр. פסח‎ песах, букв. с евр. «прохождение мимо») в христианстве; также Воскресе́ние Христо́во (греч. Η Ανάστασις του Ιησού Χριστού ) — древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года.  Католическая энциклопедия
  9. пасха — Стопочка творогу, которой разговляются в день Пасхи Ср. Пасха — светлое Христово воскресение, — празднество христиан в память восстания от мертвых Спасителя. Ср. Pâques (pascal, пасхальный), пасха у христиан — святая неделя. Ср. Paque — пасха у иудеев.  Фразеологический словарь Михельсона
  10. пасха — Заимств. из ст.-слав. яз., где пасха < греч. pascha, восходящего к др.-евр. pēsah «выходить, переходить». Пасха первоначально — «праздник исхода евреев из Египта». Значение «сладкокушанье из творога» вторично и восходит к пасха «весенний праздник христиан».  Этимологический словарь Шанского
  11. Пасха — орф. Пасха, -и (праздник) и пасха, -и (кушанье)  Орфографический словарь Лопатина
  12. пасха — Величайший религиозный праздник православного народа и одновременно название ритуального одноименного блюда, приготовляемого целиком из творога. По сути дела, пасха — это творожная масса в виде усеченной пирамиды: символ Гроба Господня.  Кулинарный словарь
  13. пасха — ПАСХА -и; ж. [от др.-евр. pesakh — прохождение] 1. [с прописной буквы]. В иудаизме: ежегодный весенний праздник, посвящённый выходу евреев из Египта. 2. [с прописной буквы].  Толковый словарь Кузнецова
  14. пасха — Пасхи, ж. [др.-евр. pesah, букв. переход]. 1. только ед. Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному исходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская пасха. 2. только ед.  Большой словарь иностранных слов
  15. пасха — П’АСХА, пасхи, ·жен. (·др.-евр. pesah, ·букв. переход). 1. только ед. Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская пасха. 2. только ед.  Толковый словарь Ушакова
  16. Пасха — Заимствование из старославянского языка, а восходит через греческий (pascha) к древнееврейскому pesach – так у евреев был назван праздник в память избавления из египетского рабства.  Этимологический словарь Крылова
  17. пасха — ПАСХА ж. празднество иудеев, в память исхода их из Египта. || Агнец, закалаемый и съедаемый Иудеями в празднество это. || Ежегодное торжество христиан, в память восстания из мертвых Спасителя; светлое Христово воскресенье, святая, святая неделя.  Толковый словарь Даля
  18. ПАСХА — ПАСХА (греч. pascha, от древнеевр. песах, букв. — прохождение) — весенний иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь "исхода" евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания мессии.  Большой энциклопедический словарь
  19. пасха — 1. пасха ж. Сладкое кушанье из творога в форме четырехгранной пирамиды, изготовляющееся христианами ко дню Пасхи. 2. Пасха ж. 1. Главный из двунадесятых праздников у православных христиан — Святое Христово Воскресение, установленный...  Толковый словарь Ефремовой
  20. пасха — па́сха народн. па́ска, укр., блр. па́ска, др.-русск., ст.-слав. пасха πάσχα (Остром., Зогр., Мар.). Из греч. πάσχα с вторичным введением по народн. этимологии суф. -ка; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 145; Преобр. II, 26. Прилаг. пасха́льный образовано под влиянием лат. paschālis. Ср. патриарха́льный.  Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. пасха — ПАСХА, и, ж. 1. (П прописное). В иудаизме: весенний праздник в память исхода из Египта иудеев, освободившихся от египетского рабства. Печь мацу на Пасху. Еврейская П. 2. (П прописное).  Толковый словарь Ожегова