ЭФИР

ЭФИР (греч. αἰθήρ) – в древнегреческой эпической поэзии и у трагиков – верхний чистый слой воздуха, ясное небо в противоположность нижнему слою ἀήρ. Гомер называет эфир «чертогом Зевса» (Ил. ХIѴ, 258), местом обитания бессмертных олимпийских богов (Ил. XV, 192). У Гесиода он – один из прародителей мира, сын Эреба и Ночи, брат Дня (Теог. 124). Эсхил и Еврипид называют эфир супругом Земли (Aesch. fr. 44, Eur. fr. 836). В орфических гимнах он – мировая душа, божественный разум мира (Orph. hymn. 5).

В древнегреческой философии, начиная с Эмпедокла, эфир – один из космических элементов. Сам Эмпедокл еще традиционно отождествлял его с воздухом, но уже в платоновской Академии возникает представление об эфире как особом пятом элементе, не имеющем ничего общего с землей, водой, воздухом и огнем (см. Квинтэссенция [КВИНТЭССЕНЦИЯ]). Его автором обычно считают Аристотеля, но, скорее всего, им был сам Платон. В «Тимее», описывая процесс создания космоса, он сопоставляет каждому из элементов правильный многогранник: пирамиду – огню, куб – земле, октаэдр – воздуху, икосаэдр – воде; но поскольку многогранников пять, то и элементов тоже должно быть пять. По словам Платона, «оставшимся в запасе пятым многогранным построением Демиург воспользовался для придания формы Целому» (Тим. 55с). Ученики Платона (Ксенократ) истолковывали эту фразу в том смысле, что форма додекаэдров была придана молекулам пятого элемента, заполняющего самую крайнюю сферу мира. У Аристотеля учение об эфире имеет совсем другое обоснование. Он доказывает необходимость существования пятого элемента, исходя из анализа движения. Поскольку все тела заключают в себе движущий принцип, каждое из них характеризуется определенным видом движения, причем простым телам – элементам – свойственны простые движения. Простых движений два – прямолинейное и круговое, следовательно, и среди элементов должен быть такой, которому от природы было бы свойственно круговращение. Правильнее всего, говорит Аристотель, называть этот элемент эфиром, оттого что он «вечно бежит» (ἀεὶ θεῖν, сходная этимология у Платона в «Кратиле» 410b). Эфир составляет субстанцию звездных сфер вплоть до сферы Луны. Он отделен от всего здешнего, не имеет ни тяжести, ни легкости, вечен и неизменен (De caelo I, 2).

В дальнейшем, благодаря Гераклиду Понтийскому (fr. 98, 99 Wehrli) и стоикам, эфир все больше начинает толковаться как нематериальная субстанция. Зенон и Клеанф считают его огнем и производят αἰθήρ от αἴθω – гореть, пылать. Весь мир проникнут эфирным огнем, который в отличие от обычного не сжигает и не губит вещи, но, наоборот, всему дарует бытие и жизнь. Он есть поэтому «творческий огонь» (πῦρ τεχνικόν) и Бог, человеческая душа – часть его. Звезды, состоящие из чистейшего эфира, суть разумные божественные существа. По некоторым представлениям, эфир – единственное, что остается после мирового пожара, чтобы дать начало новому космосу. Введенная стоиками гипотеза о двух видах огня дала возможность примирить учение о четырех элементах [ЭЛЕМЕНТЫ](которого придерживался Платон) с аристотелевским учением об эфире. Ее придерживались такие философы, как Антиох Аскалонский, Евдор и Филон Александрийский.

После открытия и публикации в 1 в. до н.э. аристотелевских сочинений интерес к эфиру и к пятому элементу возрастает. Платоники и неопифагорейцы возвращаются к идее соответствия пяти правильных многогранников пяти элементам или пяти областям космоса. Эфир называют небом, пятой сущностью, ему сопоставляют определенный род живых существ (демоны, праведные души) и одно из пяти чувств (зрение). В то же время учение об эфире подвергается резкой критике со стороны перипатетика Ксенарха [КСЕНАРХ], который указывает на недостатки и слабые места аристотелевских доказательств и один за другим опровергает все аргументы в пользу существования особого небесного элемента. Птолемеевская астрономическая система нанесла сильный удар по аристотелевской теории. Учение об эфире предполагало, что субстанция звездных сфер с постоянной скоростью вращается вокруг центра космоса, однако введенная Птолемеем система эпициклов гораздо лучше объясняла движение планет, нежели любая из гомоцентрических теорий.

Первые неоплатоники (Плотин, Порфирий) отвергали представление об эфире как о пятом элементе. Они понимали под эфиром некую тонкую световидную материю, которая связывает между собой дух и тело и служит человеческим душам как бы «повозкой» (αἰθέριον ὄχημα), на которой те спускаются с небес в свои грубые земные тела. Только с Ямвлихом, видевшим в пятом элементе важное промежуточное звено в цепи эманации, школа приходит к постепенному признанию аристотелевского учения (Юлиан. «Речь к Солнцу», IV). Как считает Прокл, оно не противоречит сказанному Платоном о природе звезд. Небесный элемент, или эфир, по его мнению, представляет собой полудуховную субстанцию, в которой содержатся идеи (логосы) всех существующих в мире вещей, в т.ч. и четырех элементов (In Tim. III, 113, 5). Из этой субстанции состоят не только звезды, но и первые астральные тела душ.

Неоплатонические представления об эфире становятся ведущими у средневековых мыслителей. Боэций и Макробий говорят о «световидном теле души» (In Somn. Scip. I, 12, 13). Исидор Севильский, как и Платон, помещает эфир между воздухом и огнем. Альберт Великий полагает, что прозрачность эфира является следствием его духовной природы. Давид Динанский называет эфир материей, общей для Бога, Ума и мира. Не без влияния аристотелевского учения о пятом небесном элементе сложилась и характерная для средневекового августинизма «метафизика света», представление о свете как первопричине всего сущего (Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон).

В эпоху Возрождения эфир опять начинает пониматься как квинтэссенция. Агриппа Неттесгеймский говорит о нем как о spiritus mundi, животворящей силе и начале всякого движения. Согласно Парацельсу, все сущее имеет как бы два тела: одно – земное и видимое, другое – невидимое и астральное (spiritus), являющееся субстратом всякой материи. И Агриппа, и Парацельс пытались выделить квинтэссенцию (философский камень) путем алхимических опытов, потому что обладание ею дало бы возможность получать какое угодно вещество. Согласно Дж. Бруно, эфир бесконечен и одушевлен. Он наполняет Вселенную и пронизывает как spiritus universi все тела.

У философов 17 в. идея эфира тесно связана с идеей близкодействия, согласно которой тела не могут взаимодействовать друг с другом, находясь на конечном расстоянии, и, следовательно, должны передавать воздействие от одного тела к другому через промежуточную среду. Автором этой идеи можно считать Р.Декарта, предложившего механистическое толкование эфирной гипотезы. Поскольку природа не терпит пустоты, необходимо, по его мнению, допустить существование единой мировой материи (эфира), заполняющей все «пустые» промежутки между частицами известных нам веществ. Эта материя обладает всего двумя качествами: протяженностью и плотностью. Движением ее частиц легко объясняются многие физические явления, в частности образование солнечной системы, распространение света и т.д. Такого мнения придерживался в своих ранних работах и И.Ньютон («Гипотеза света», 1675). Однако позднее, разработав теорию всемирного тяготения, он отказывается от гипотезы универсального эфира и начинает объяснять взаимодействия тел дальнодействующими механизмами притяжения и отталкивания.

В начале 19 в. под влиянием натурфилософских сочинений Шеллинга теория Декарта о «свободно циркулирующем, разлитом повсюду эфире» переживает настоящий ренессанс. Шеллинг истолковывает эфир (праматерию) как первое проявление той единой созидающей положительной силы, которая дала начало органической и неорганической природе и связала ее во всеобщий организм. «В этой силе мы вновь узнаем ту сущность, которую древняя философия приветствовала, прозревая в качестве общей души природы» («О мировой душе» IѴ, 7). В поэзии Ф.Гёльдерлина эфир выступает как небесный Отец всего сущего, чья любовь и забота оживотворяют природу.

В физической науке Нового времени предположение о существовании некой эфирной среды первоначально использовалось для объяснения различных взаимодействий. При этом вводились разные виды эфира, не имеющие ничего общего друг с другом: электрический, магнитный, световой и др. В связи с успехами волновой оптики наибольшее признание получила теория светового эфира (О.Френель). Волновая теория света, казалось, требовала наличия сплошной промежуточной среды между источником и приемником света. Было предпринято много попыток построить механическую модель этой среды, которые, правда, так и не увенчались успехом. Механическая модель эфира должна была обладать рядом трудно согласуемых свойств. Так, поперечность световых колебаний требовала, чтобы эфир обладал свойствами упругого твердого тела, а отсутствие продольных световых волн означало его несжимаемость. Эфир должен был обладать невесомостью, не оказывать сопротивления движущимся сквозь него телам и т.д. Все эти противоречивые требования были учтены в механической модели ирландского физика Мак-Келога (30-е гг. 19 в.), однако сложность и малопонятность его модели привели, в конечном итоге, к отказу от дальнейшей разработки теории эфира. Однако после открытия электромагнитного поля интерес к эфиру возродился. Основные понятия теории поля (напр., ток смещения) вводились на основе механических представлений о нем (Дж.Максвелл). Это привело к дальнейшей разработке эфирных моделей. В частности, получила развитие вихревая модель, где эфир представлен в виде турбулентной жидкости. Но, как и прежде, предлагаемые модели не могли объяснить все наблюдаемые электромагнитные явления. Так, вихревая теория эфира строилась для объяснения распространения электромагнитных волн, но она не могла объяснить взаимодействия постоянных токов или неподвижных зарядов. Большие затруднения вызывал вопрос о взаимодействии эфира с веществом. Г.Герц выдвинул предположение, что эфир увлекается за собой движущимися телами. Оказалось, однако, что гипотеза Герца противоречит законам динамики сплошных сред, и тогда Э.Лоренц предложил теорию неподвижного эфира. Но наличие неподвижного эфира противоречит принципу относительности, поскольку система отсчета, в которой эфир как целое покоится, является абсолютной, т.е. отличается от других инерциальных систем, эквивалентных для механики. Если бы неподвижный эфир действительно существовал, то относительно движущегося сквозь него тела скорость света должна была бы различаться в направлении движения и в противоположном направлении. Различие скорости света могло бы быть экспериментально обнаружено, напр., относительно движущейся по орбите Земли. В 1887 Майкельсоном был поставлен опыт, показавший отсутствие движения Земли относительно эфира и тем самым заставивший отвергнуть гипотезу Лоренца.

Современная физика отрицает существование эфира. Теория электромагнитных явлений, построенная на основе теории относительности Эйнштейна, не нуждается в подобной гипотезе и несовместима с ней. Передача взаимодействий осуществляется полем. Поле рассматривается как самостоятельная реальность, не нуждающаяся в носителе. Но отказ современной физики от концепции эфира не означает возврата к представлению о пустом пространстве. Можно считать, что место эфира сейчас занимает представление о физическом вакууме, который даже при отсутствии каких-либо полей и вещества все же обладает некоторыми определенными свойствами, отличающими его от абсолютной пустоты.

Литература:

1. Розенберг Ф. История физики. М.–Л., 1933–36;

2. Лауэ М. История физики. М.–Л., 1956;

3. Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. М., 1984;

4. Moraux Р. Quinta essentia, RE, Hlbd. 47, 1963, col. 1171–1263;

5. Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977;

6. Lodge O. Der Weltäther. Braunschweig, 1911;

7. Whittaker E. A history of the theories of ether and electrisity, v. 1–2. L., 1951–53.

С.В.Месяц

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Эфир — I Эфи́р (греч. aither) в древнегреческой мифологии верхний, наиболее лёгкий и прозрачный слой воздуха, которого достигала вершина Олимпа, где находились олимпийские боги. По «Теогонии» Гесиода... Большая советская энциклопедия
  2. эфир — -а, м. 1. В древнегреческой мифологии: самый верхний, чистый и прозрачный слой воздуха, местопребывание богов. 2. Высь, воздушное пространство. В пространстве синего эфира Один из ангелов святых Летел на крыльях золотых. Лермонтов, Демон. Малый академический словарь
  3. ЭФИР — (греч. aither) мировой, световой эфир, гипотетич. всепроникающая среда, к-рой наука прошлых столетий приписывала роль переносчика света и вообще эл.-магн. вз-ствий. Первоначально Э. понимали как механич. среду, подобную упругому телу. Соотв. Физический энциклопедический словарь
  4. эфир — орф. эфир, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. эфир — Эфи́р/. Морфемно-орфографический словарь
  6. эфир — Гипотетическая среда, в которой, как предполагалось в прошлом, распространяются электромагнитные волны. Специальная теория относительности Эйнштейна подвела итог неудачным попыткам физиков обнаружить эфир... Большой астрономический словарь
  7. эфир — ЭФИР (Aether), этиловый эфир, бесцветная, прозрачная, весьма подвижная, легко воспламеняющаяся, летучая жидкость со своеобразным запахом. Растворим в воде, смешивается со спиртом, растворяет эфирные и жирные масла. Различают... Ветеринарный энциклопедический словарь
  8. эфир — ЭФИР (греч. ai8r)p) — в исходном значении понятие связывалось с верхними, небесными слоями воздуха. Гомер называет Э. «чертогом Зевса», местом обитания бессмертных олимпийских богов. У Гесиода он — один из прародителей мира, сын Эреба и Ночи, брат Дня. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  9. Эфир — • Aether, αίθήρ (одного корня с αἴθω), верхний лучезарный слой воздуха в противоположность к ἀήρ, нижнему слою, местопребывание Зевса (Il. Словарь классических древностей
  10. ЭФИР — ЭФИР, в физике — гипотетическое вещество, которое, заполняет все пространство и не оказывает никакого сопротивления движению. Считалось... Научно-технический словарь
  11. эфир — • Вольный (Бальмонт). • Лазоревый (Гриневская). • Лазурный (К. Р.). • Небесный (Козлов). • Радужный (Козлов). Словарь литературных эпитетов
  12. ЭФИР — ЭФИР (греч. aither — слой воздуха над облаками) — понятие древнегреческой философии (Анаксагор, пифагорейцы, стоики и др.), обозначающее тончайшее первовещество, «квинтэссенцию» (»пятый элемент», наряду с огнем, воздухом, землей и водой)... Новейший философский словарь
  13. эфир — ЭФИР -а; м. [греч. aithēr] 1. Хим. чего или с опр. Органическое соединение, производное какого-л. из спиртов или спирта и кислоты (используется в медицине, технике, парфюмерии). Простой э. Сложный э. Этиловый э. уксусной кислоты. 2. Разг. Толковый словарь Кузнецова
  14. эфир — (Греч.) У древних — божественная святоносная субстанция, наполняющая всю вселенную, "одеяние" Высшего Божества, Зевса, или Юпитера. У современных писателей — Эфир (Ether), о значении которого в физике и химии смотреть "Словарь" Вебстера или любой другой. Теософский словарь
  15. Эфир — В═древнегреческой мифологии самый верхний, чистый и прозрачный слой воздуха, местопребывание богов. У Гесиода Эфир — сын Эреба и Ночи,. У Гомера и Софокла он отождествлялся с оплодотворяющим землю Ураном. Краткий религиозный словарь
  16. ЭФИР — ЭФИР — распространенное название этилового эфира. ЭФИР (греч. aither) — в греческой мифологии верхний лучезарный слой воздуха. Большой энциклопедический словарь
  17. эфир — Эфира, мн. нет, м. [греч. aither]. 1. Первонач., в учении греч. философов – тончайшая материя, наполняющая мировое пространство, т. наз. “пятая стихия” (квинтэссенция), в противоп. четырем основным (огню, воздуху, воде и земле). 2. перен. Большой словарь иностранных слов
  18. эфир — эфи́р род. п. -а, с позднегреч. произношением. Из греч. αἰθήρ "эфир, верхний воздух". Этимологический словарь Макса Фасмера
  19. эфир — эфир I м. Верхний — прозрачный и лучезарный — слой воздуха, где пребывали боги (в древнегреческой мифологии). II м. Начальный — по представлениям древних философов — материальный (наряду с водою и огнём) элемент всего сущего; символ вечного движения. Толковый словарь Ефремовой
  20. эфир — ЭФ’ИР ***** 2. перен. Далекая высь, безвоздушное пространство, пустота (·поэт. ). «На темноголубом эфире златая плавала луна.» Державин. «По эфиру катится гром из края в край.» Хомяков. «Как глуп я прежде был, мечтал, как вы мечтаете, душой в эфире жил. Толковый словарь Ушакова
  21. эфир — См. ефир Толковый словарь Даля
  22. эфир — ЭФИР, а, м. 1. Органическое соединение, содержащее кислород. Простые, сложные эфиры. Этиловый э. (бесцветная летучая жидкость с характерным запахом, употр. в медицине, в технике). Толковый словарь Ожегова