ПОКАЯНИЕ

ПОКАЯНИЕ – признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них; одно из таинств православной и католической церквей. У древних греков понятие покаяния (греч. μετάνοια) означало раскаяние по поводу отдельных частных поступков. В Свящ. Писании оно обретает смысл сугубо религиозно-нравственный, определяя собою характер и направление всей личной жизни человека, его поведения. Существенное значение приобретает покаяние в учении Нового Завета: оно опосредствовано обращением (греч. ἐπιστρέφειν) человека к Богу, через него достигается спасение человека, его переход из области греха в жизнь вечную. Покаяние предполагает не просто перелом в образе мыслей, обретение новых целей и мотивов, но вступление в такие отношения с Богом, которые не находятся более в противоречии с его волей. Покаяние включает два момента, связанные между собой, – отрицательный и положительный: оно подразумевает не только воздержание от зла, но и совершение добра, любовь как веру в Бога – любящего и милостивого Отца, надежду на прошение. Покаяние и вера [ВЕРА], неразрывно связанные, составляют две стороны одного нераздельного акта обращения человека ко Христу, и потому могут составлять единое словосочетание «покаянная вера»; если при совершении греховных поступков человек ставит в центр бытия самого себя, то в покаянной вере он, наоборот, устремлен на служение только Богу, на самопожертвование ради Него – в этом суть религиозного смысла покаяния. Одно из семи христианских таинств, установленное самим Христом, покаяние, находит естественное выражение в исповеди. Первоначально оно состояло только во внешних очистительных жертвах; затем пророки стали требовать при покаянии и внутреннего изменения. В Евангелии покаяние понимается как духовное возрождение человека. Во времена апостолов было два вида покаяния: а) тайное перед священником и б) открытое, публичное – перед всем церковным обществом. Под исповедью подразумевался не только единичный акт устного изложения грехов, а определенный круг покаянных подвигов, иногда многолетних, основание которых составляла эпитимия – наказание за грехи.

Согласно христианскому учению, покаяние не достигается целеустремленным действием лишь собственных духовных сил человека; оно становится возможным только с помощью Божественной силы – благодати [БЛАГОДАТЬ]. Св. отцы подчеркивают, что покаяние происходит через благодать, дарованную Богом, т.е. через милость Господа. Необходимость покаяния существенна для всех при жизни – как для грешных, так и для праведных (Рим 3:23); по смерти его нет (Мф 9:6; Лк 13:24–25). Через приобретение крайнего смирения покаяние может возвести человека на самый верх добродетелей – оно может привести к святости. Как способствует покаянию смирение, так мешают ему страсти, противоположные смирению, – гордость и самооправдание. Если рассматривать покаяние как переживание духовного подвига, то его противоположностью, как считают отцы Церкви, является переживание отчаяния. Результатом покаяния становится победа человека над грехом, т.е. свободное преодоление греха и обращение к добродетели, – в этом состоит нравственное самоопределение человека. Под действием его свободной воли, с одной стороны, и Божественной благодати – с другой, происходит переход от «ветхого» состояния души в новое, человек самоопределяется в свободе. Психологический аспект покаяния состоит в свободно-сознательном отношении к нравственной норме, согласно которой человек оценивает свое наличное, эмпирическое религиозно-нравственное состояние и на основании добросовестного самоиспытания произносит приговор греховному содержанию своей жизни, определявшейся эгоизмом.

И.Н.Михеева

Смысл таинства покаяния состоит в том, что верующий, добровольно и искренне исповедавшись перед священником в своих грехах, получает от него прощение от имени Иисуса Христа. Необходимость этого таинства обосновывается тем, что человек не может быть безгрешным, а потому должен жаждать очищения души от скверны. Уже Иоанн Предтеча принимал, согласно Евангелию, исповедание грехов от приходивших к нему креститься. В первом соборном послании апостола Иоанна Богослова дается следующее разъяснение: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин 1:9–10). Несомненно, что осознание человеком того, что он живет не так, как следовало бы жить, присуще людям: противоборство склонностей и нравственного долга испытывает каждый. Отсюда раскаяние и потребность новой жизни. Церковное покаяние обязывает к устному исповеданию всех грехов, к осознанию вины и твердой решимости исправления. Покаяние именуется «вторым крещением», примирением с Богом и своей совестью. С покаяния начинается возрождение. Церковное покаяние требуется от всех, кроме младенцев (в православии кроме детей до 7 лет). По решению Тридентского собора покаяние должны совершать все католики, достигшие «разумного возраста», под угрозой отлучения и лишения христианского погребения. Особую позицию по отношению к покаянию, как и другим таинствам, занимают протестантские церкви и секты. Они признают в основном только два таинства – крещение и причащение, но и им придается символическое значение как знакам общения с Богом. Устная исповедь перед священником отвергнута, но личная исповедь и покаяние перед Богом считаются важнейшим средством очищения души.

Богословы и религиозные философы проводят различие между раскаянием и покаянием. В покаянии есть раскаяние. Но раскаяние может быть разного рода, можно раскаиваться в том, что упустил выгоду или высказал правду во вред себе. Если раскаяние не переходит в покаяние и не сопровождается верой и надеждой на прощение, то оно может привести к отчаянию, к самоубийству или ко вседозволенности («в рай мне все равно не попасть»). Покаяние, по церковному учению, дает очищение от грехов, но не гарантирует само по себе праведности в дальнейшем. Необходимы усилия самого верующего. «...Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Христианское учение о покаянии, несомненно, выразило общечеловеческое содержание, которое требует философского и психологического осмысления. Человек, не признающий за собой никакой вины и считающий себя во всем правым, должен быть отнесен к дурным, безнравственным людям. От таких людей произошло и происходит много бедствий и зла. Поэтому есть правда в словах: «Не покаешься – не спасешься». Помимо церковного покаяния и исповеди, существует и внецерковное. Родион Раскольников и на каторге не испытывал мук совести, но однажды к нему пришло глубокое осознание неверности своего жизнепонимания и он почувствовал, что возвращается к «живой жизни». Потребность исповедаться в своих грехах может находить разное выражение – в горячем признании своей вины перед близким или даже случайным человеком, напр. попутчиком в дороге. Существует литературный жанр исповеди: под таким названием известны сочинения Блаженного Августина, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого. Такого рода публичные исповеди выражают не только признание своих грехов, но и имеют целью помочь другим людям избежать ошибок и встать на путь истинной жизни.

В.Н.Шердаков

Литература:

Брянчанинов И. Поучение второе в неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии. – Он же. Аскетические опыты, т. 4. М., 1993;

Еп. Варнава (Беляев). О боголюбезном и духовном покаянии. – Он же. Основы искусства святости, т. 1, отд. 3. Нижний Новгород, 1995;

Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению, [IV]. М., 1996.

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Покаяние — Церковное, исповедь, христианское таинство (магически-культовый обряд). См. в ст. Таинства. Большая советская энциклопедия
  2. покаяние — -я, ср. 1. Признание в совершенном проступке, в ошибке. Гурову было уже скучно слушать, его раздражал наивный тон, это покаяние, такое неожиданное и неуместное. Чехов, Дама с собачкой. Малый академический словарь
  3. покаяние — По/ка/я́/ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  4. покаяние — орф. покаяние, -я Орфографический словарь Лопатина
  5. Покаяние — (Видуй) Заступаясь за Израиль перед Господом, сказал Ему пророк Шмуэль: "Вседержитель, ведь не осуждаешь Ты человека, пока не скажет он Тебе: "Безгрешен я" [если не сознается в грехе своем]". И сказано (Иер. Энциклопедия иудаизма
  6. покаяние — • истовое ~ Словарь русской идиоматики
  7. Покаяние — Признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них. У древних греков понятие "П." означало раскаяние по поводу отдельных поступков. В Святом Писании оно обретает сугубо религиозно-нравственный смысл. Призывом... Педагогический терминологический словарь
  8. Покаяние — (Мк 1:4,5, 2 Кор 7:10) — есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа. Покаяние было отчасти и в ветхозаветной Церкви. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  9. Покаяние — В таинстве Покаяния ( или Примирения) христианин, искренне кающийся в своих грехах, посредством Церкви получает от Бога прощение грехов, тем самым примиряясь с Богом и с Мистическим Телом Христа – Церковью... Католическая энциклопедия
  10. покаяние — Отпустить душу на покаяние, принести покаяние Словарь синонимов Абрамова
  11. покаяние — Пока’яние — осознание своей греховности, переживание, связанное с таким осознанием. Это не только сожаление о проступках, о всем неистинном в своей жизни, в самом себе, но нечто большее — осуждение всего этого и отход от него (2Кор.7:10). Библейский словарь Вихлянцева
  12. покаяние — ПОКАЯНИЕ, я, ср. 1. Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке (книжн.). Принести п. 2. То же, что исповедь (в 1 знач.). Церковное п. П. в грехах. • Отпустить душу на покаяние (разг. шутл.) оставить кого-н. в покое, перестать донимать чем-н. Толковый словарь Ожегова
  13. покаяние — ПОКА’ЯНИЕ, покаяния, ср. 1. Добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке (·книж. ). 2. Исповедь, признание верующим своих грехов перед священником (церк.). Толковый словарь Ушакова
  14. Покаяние — Одно из семи христианских таинств, установленное самим И. Христом (Иоан. XX, 21—23: Мф. XVI, 19; XVlII, 17—18). В нем, по православному учению... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. покаяние — ПОКАЯНИЕ -я; ср. 1. Признание грехов перед священником; исповедь. Умереть без покаяния. // Церковное наказание за некоторые преступления или грехи, состоявшее в принудительной и подконтрольной молитве. Церковное п. Сослать в монастырь "на покаяние". Толковый словарь Кузнецова
  16. покаяние — покаяние ср. 1. Добровольное признание в совершенном проступке. || Признание своей вины в чём-либо, какой-либо ошибки. 2. Признание в своих грехах перед священником; исповедь. 3. разг. Раскаяние в чём-либо. Толковый словарь Ефремовой