БОНАЛЬД

БОНАЛЬД (Bonald) Луи-Габриель-Амбруаз (2 октября 1754, Муна – 23 ноября 1840, там же) – французский философ и публицист. Выходец из дворянской семьи. В 1791 эмигрировал из Франции в Гейдельберг и затем в Констанц, где в 1796 опубликовал 3-томную «Теорию политической и религиозной власти в гражданском обществе» (Théorie du pouvoir politique et religieux dans la société civile, v. 1–3). Возвратившись во Францию, был избран депутатом в период Реставрации, членом Французской академии (1816), а в 1823 назначен пэром Франции.

Бональд придал консервативному традиционализму схоластическую форму. В отличие от Ж. де Местра [МЕСТР] с его теорией «экспериментальной политики», основанной на наблюдении и исторических фактах, Бональд считал возможным рационалистическое построение политической философии, отвергая теории договора общественного [ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ] и руссоистскую гипотезу о естественном состоянии общества, в котором человек якобы был счастлив и добр. Общество имеет божественное происхождение, оно сотворено Богом, человек создан для общества и полностью реализуется только в нем. Индивидуализм – смертельная опасность для общества, которое является реальностью трансцендентной по отношению к индивиду. Человек должен укореняться в традиции, передаваемой из поколения в поколение, такой традицией для Бональда является социальное христианство – религия общества, а не индивида. В противоположность многочисленным проектам и претензиям человеческой воли на создание лучшего социального и государственного устройства Бональд утверждает существование одной-единственной организации общества, которая выражает собой божественную волю и не может быть кодифицирована в писанных людьми законах и конституциях.

Исходя из этих принципов, Бональд отрицает идею прав человека, провозглашенную Французской революцией. По его мнению, единственным правом человека является право быть управляемым, а король имеет только одно право – право управлять. Философия индивидуализма, характерная для просвещения, приводит, по его мнению, лишь к атомизации общества и разрушению его естественных оснований. Именно такое общество породила Французская революция. Первоочередной задачей для послереволюционной Франции является, по Бональду, воссоздание органической общности «мы», что было унаследовано «старым порядком» из средневековья. «Мы» – это прежде всего семья, затем производительные (ремесленные) корпорации и, наконец, государство.

Власть целиком исходит от Бога и только делегируется государю, она абсолютна по своему характеру, но в то же время подчиняется законам. В отличие от де Местра Бональд не признает власти Церкви над государством, хотя и допускает привилегированное положение духовенства. Бональд заложил основы органицистской и традиционалистской теории общества, отголоски которой можно найти в творчестве Э.Ренана, И.Тэна, И.Мораса и др.

Сочинения:

1. Recherches philosophiqes sur les premiers objets des connaissances morale. P., 1818.

Литература:

1. Montesquieu L. Le réalisme de Bonald. P., 1911;

2. Maudit R. Les conceptions politiques et sociales de Bonald. P., 1913.

M.M.Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Бональд — (Bonald) Луи Габриель Амбруаз (2.10.1754 — 23.11.1840), французский политический деятель и публицист, философ-идеалист. Состоял в войсках принца Конде, боровшихся против революционной Франции. Большая советская энциклопедия
  2. БОНАЛЬД — (Bonald), Луи Габриель Амбруаз (2.Х.1754 — 23.XI.1840) — франц. политич. деятель и публицист периода реставрации Бурбонов, идеолог ультрароялистов. Франц. бурж. революцию кон. 18 в. встретил враждебно; в 1791 эмигрировал и первоначально сражался в австр. Советская историческая энциклопедия
  3. БОНАЛЬД — БОНАЛЬД (Bonald) Луи Габриель Амбруаз (1754-1840) — французский философ, политический деятель и публицист... Большой энциклопедический словарь