МЕСТР

МЕСТР (Maistre) Жозеф де (1 февраля 1753, Шамбери – 26 февраля 1821, Турин) – французский публицист, политический деятель, философ, основоположник традиционалистского, консервативного течения во французской политической мысли. Выходец из Савойи, из патриархальной и глубоко религиозной семьи; был членом Сената Савойи, канцлером Сардинского королевства, посланником короля Сардинии в Санкт-Петербурге (1802–17). Основные сочинения: «Опыт о порождающем принципе человеческих учреждений» («Essai sur le principe genérateur des constitutions politiques», 1810), «O папе» («Du pape...», v. 1–2, 1819), «Петербургские вечера...» («Les soirées de St. Pétersbourg...», v. 1–2, 1821).

Просветительской атеистической философии де Местр противопоставляет понятие Божественного Провидения, главенствующего в истории и во всех политических институтах. Именно Бог создает и суверенов, и конституции. Человек – ничто, если он не опирается на Божественный промысел, он – лишь инструмент в руках Провидения. Для де Местра не существует случайности в управлении человеческими делами. Все вытекает из порядка Провидения, включая и хаос, который порожден Божественной волей в целях, неведомых человеку. Называя свой метод «экспериментальным», Местр считает историю опытным полем политической науки. Признавая значимость разума в естественных науках, он ограничивает его компетенцию в области политики и морали, где принципы разума носят абстрактный характер и применимы только к «человеку вообще», существование которого де Местр отрицает. Кроме того, индивидуальный разум склонен подвергать сомнению сложившиеся институты, проверенные временем и историческим опытом, и способен развязывать революции. Представление об изолированном индивиде, наделенном своеволием и стремлением к социальности, де Местр считает ложной и пустой абстракцией, выдумкой либерализма. Человека обуревают страсти, он зол по природе, и воспитание не может его изменить. Общество и индивид созданы друг для друга, но ни один из них не есть цель сама по себе – оба существуют ради высшего предназначения. Де Местр выступает против концепций общественного договора [ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ], в частности против идей Руссо: общество не может быть результатом соглашения, которое уже предполагает существование общества, в т. ч. власти и языка. «Представить себе человеческое общество, народ без правителя столь же невозможно, как вообразить улей без матки. Общество и власть возникают одновременно» («Опыт о суверенитете»). Подчеркивая пагубность идеалов свободы, равенства и братства, де Местр отстаивает органически сложившийся традиционный общественный порядок, согласный с Божественной волей, проповедует синтез религии, философии и науки.

Сочинения:

1. Oeuvres complètes, 14 vol. Lyon, 2 ed., 1924–28;

2. в рус. пер.: Петербургские письма. Спб., 1995;

3. Рассуждения о Франции. М., 1997.

Литература:

1.  Bayle F. Les idées politiques de Joseph de Maistre. Lyon, 1945;

2. Cordelier J.-P. La théorie constitutionnelle de Joseph de Maistre. P., 1965.

M.M.Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МЕСТР — (Maistre), Жозеф де (1.IV.1753 — 26.II.1821), граф, — франц. публицист, один из идеологов феод.-монархич. контрреволюции в кон. 18 — нач. 19 вв. Католик-иезуит. В 1802-17 — посланник сардинского короля в Петербурге. В своих произв. Советская историческая энциклопедия
  2. Местр — I (Maistre) Жозеф Мари де (1.4.1753, Шамбери, Савойя, — 26.2.1821, Турин), граф, французский публицист, политический деятель и религиозный философ. Большая советская энциклопедия
  3. МЕСТР — МЕСТР (Maistre) Жозеф Мари де (1753-1821) — граф, французский публицист, политический деятель и религиозный философ. Брат К. де Местра. В 1802-17 посланник сардинского короля в России, где написал свои основные сочинения. Большой энциклопедический словарь